Новый выпуск рубрики "Готовимся к Тюменской осени" посвящен герою гражданской авиации Эдуарду Лухту.
Полковник Эдуард Мартынович Лухт прибыл из Москвы в Тюмень в 1938 году. Его назначили командиром Обского отдельного отряда Гражданского воздушного флота. За два года, что он провел здесь, Лухт основал первый тюменский аэропорт — Плеханово, наладил регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска, Березово, Салехарда.
Гость шестой школы
Жил командир Лухт в скромном домике на улице Дзержинского. До революции в доме была купеческая лавка, потом его «перекроили» под жилье. Закаленному жизненными испытаниями летчику и его верной боевой подруге, жене Марии неблагоустроенная квартирка приглянулась. До центра было рукой подать.
Дом на улице Дзержинского, здесь провел тюменский отрезок жизни Э. Лухт. После это хлебная лавка, очереди за хлебом до отмены карточек выстраивались огромные (фото из архива историка М. Яблокова)
Рядом располагалось каменное здание — бывшее ремесленное училище Текутьева. В нем тогда находилась школа № 6. Директор ее тов. Бабицкий узнал о знаменитом авиаторе, наведался в гости, чтоб пригласить Эдуарда Мартыновича на встречу с ребятами. Герой согласился.
Здание бывшего ремесленного училища, в котором размещалась школа №6
Дети с замираем сердца слушали, как Лухт рассказал командующему Фрунзе о мечте стать авиатором, и Михаил Васильевич отправил его на учебу в Гатчинскую школу летчиков. Это был 1919 год, а уже в следующем году на своем самолете Лухт участвовал в боях на Туркестанском и Южном фронтах.
В 1927 году он стал участником первой советской экспедиции на заполярный остров Врангеля, ставившей целью открыть воздушные трассы в Якутии. Все прошло успешно. Об авиаторах, рискнувших перелететь льды, писали во всем мире.
Советские люди хотели видеть отважных летчиков, их всюду приглашали на митинги, встречи, показательные агитполеты. Например, в Якутске в здании цирка, рассчитанном на 700 посадочных мест, собралось 1500 человек! Люди задали массу вопросов, летчики живо отвечали, встреча шла целый час.
Слава не вскружила голову нашему герою. Судьба забросила его в Хабаровск, там Лухт возглавил 68-й гидроавиотряд, который обеспечивал Амурскую военную речную флотилию. Особой Дальневосточной Армией (ОДВА) командовал Василий Блюхер, 68-й гидроавиотряд был в его подчинении.
В 1929 году произошел военный конфликт СССР с Китаем. 31 октября на самолете МР-1 Эдуард Лухт, невзирая на ожесточенный пулеметно-винтовой огонь, потопил неприятельскую канонерскую лодку «Цзян Хэн», считавшуюся крупным военным кораблем.
К. Блюхер – начальник 51-й стрелковой дивизии. Тюмень, август 1919 г. Фото из книги Николая Великанова «Блюхер»
Лухту довелось летать с Блюхером и командиром Амурской флотилии Озолиным. Однажды самолет с военным руководством попал в сильный туман, летели над Амуром. Внезапно «выросла» громада железнодорожного моста. Еще миг, и все бы разбились. Первоклассный пилот Лухт принял верное решение: пошел на спуск, и… проскочил под фермой моста над самой водой.
В одном из боев его самолет получил 14 пробоин от разрывных пуль, но летчик вернулся, выполнив боевое задание.
Ребята с восхищением смотрели на военного и полярного летчика, грудь которого украшали ордена Красного Знамени. Еще большей радостью для них были экскурсии на аэродром. Тогда многие мальчишки мечтали покорить небо.
Строгий командир
Сын директора школы № 6 Алексей Бабицкий стал спортсменом-планеристом. Он собрал ценные сведения по истории тюменской авиации.
«До 1934 года регулярных полетов и специальных аэродромов в Тюмени не было, хотя на большую площадку юго-западнее железнодорожного вокзала и на озеро Андреевское самолеты садились, — рассказывает Алексей Бабицкий. — Самолетный парк был очень небольшим, но очень разнородным по составу. На пути развития отряда было много трудностей. Летали по картам-самоделкам. Радиосвязи с самолетами не существовало, телефонной надежной связи между аэропортами также не было. Маршруты, в основном, строились вдоль рек… Эдуард Мартынович много сделал для авиационного освоения тюменского Севера. Были открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска (Самарово), Березово, Салехарда и многих других населенных пунктов. Самолеты доставляли почту, продукты, материалы, забрасывали врачей в труднодоступные районы, обеспечивали связь жителей с ближайшей железнодорожной станцией. Авиация обслуживала геологические, сейсмические и другие экспедиции. При Лухте пришло новое пополнение летчиков. Как командир он был строгим и требовательным, не терпел недисциплинированности, расхлябанности, разгильдяйства. Двух механиков-выпивох уволил, написав в официальном приказе: „Выгнать, и с треском!“ В то же время очень заботился о комфорте своих подчиненных. Для авиаторов он добился более или менее благоустроенных квартир, а сам жил в маленьком, на четыре окна, домике».
К тихой, спокойной Тюмени Эдуард Мартынович привык, полюбил город. Дома его ждала любимая жена Мария. Она была отличным авиамехаником, ей довелось ходить в разведку, узнать петлюровский застенок. Удары судьбы не сломили ее, жизнерадостная Мария Лухт хорошо пела и танцевала, сочиняла задорные частушки. В Российском Обществе Красного Креста она получила медсестринскую подготовку, была ворошиловским стрелком. В Тюмени Мария организовала клуб «Полярник», в который за хорошим настроением шли семьи авиаторов.
29 мая 1940 года в доме Лухтов случилось беда. Эдуард сказал жене, что сильно устал, накануне он испытал сильный стресс. Летчик прилег на диван, уснул и не проснулся. Похоронили его на Текутьевском кладбище.
Из биографии
Э. Лухт родился 10 (22) августа 1893 года в одном из крымских сел, его отец был простым кузнецом, эстонцем по национальности. В 1914 году Эдуарда призвали на действительную службу в морскую авиацию Балтийского флота, там он выучился на авиамоториста. С этого момента судьба направляла его в гущу событий, знакомила с удивительными людьми. В 1917 году Лухт участвовал во взятии Зимнего дворца, ему же довелось конвоировать семью Николая II в Екатеринбург.
В 1918-м он стал участником знаменитого Ледового похода. На Дальнем Востоке Лухт служил с Александром Шляпниковым. Тем самым авиатором, который впервые поднял в небо Сергея Королева, будущего конструктора ракетно-космических систем.
В 1924 году Лухта направили в Качинскую школу высшего пилотажа. В то время там учились B. Молоков, М. Водопьянов и С. Леваневский — будущие участники спасения челюскинцев, Герои Советского Союза. С ними Лухт поддерживал дружеские отношения. 17 июля 1934 года Тюмень торжественно встретила челюскинцев и отважных летчиков.
Интересно, что Сигизмунд Леваневский в 1919 году уже был в Тюмени. Тогда он служил у командира 51-й дивизии Василия Блюхера посыльным. Штаб-квартира Блюхера занимала тогда роскошный особняк Колокольниковых (ул. Республики, 18).
В доме, в котором жил Э. Лухт, в послевоенное время располагалась хлебная лавка. Особнячок давно снесен.
В 2018 году в Тюмени отметили 125-летие отважного авиатора, имя которого позабылось. На Текутьевском кладбище состоялся митинг и возложение цветов к его обновленному надгробию.
Текутьевский бульвар. Справа находится некрополь, где нашел последний приют отважный летчик
Источники
«Тюменская старина», том 1 (статья Алексея Бабицкого «Эдуард Лухт»), 2006 г.
Н. Тереб «Лухт, открывший нам небо», газета «Тюменские известия», 31 августа 2018 г.
Николай Великанов «Блюхер» (серия Жизнь замечательных людей) 2010 г.
А. С. Иваненко «Новые прогулки по Тюмени», 2008 г.