О легендарной технике, изобретениях войны и четвероногих героях - в обзоре «Вслух.ру».
_В канун 74-й годовщины победы в Великой Отечественной войне «Вслух.ру» вспоминает необычные факты из истории тылового города._
Тюмень тыловая
В военные годы значительно вырос промышленный потенциал города — за счет эвакуированных в тыл предприятий.
За годы войны в Тюмень было эвакуировано 29 учреждений и промышленных предприятий из Центральной России и Украины. Чтобы сберечь производство, предприятия продолжали работать в тылу на благо фронта. После их объединения между собой и с местными заводами образовалось 22 предприятия. Тюмень делала снаряды, минометы, армейские мотоциклы и аккумуляторы, электрооборудование для автомашин и танков, лекарственные препараты, обувь, обмундирование.
К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками.
В память о подвиге тыловиков на ул. 30 лет Победы установлен памятник труженикам тыла.
Крылатый танк
В числе эвакуированных в военные годы в Тюмень было конструкторское бюро легендарного авиаконструктора Олега Антонова. На месте, где сейчас располагается здание Тюменской областной Думы, находился авиационный завод, выпускавший для нужд фронта бесшумные планеры, предназначенные для разведки и заброски партизан в тыл противника. Здесь было собрано более 600 таких транспортных планеров.
В это же время Антонов занимался вопросом создания «Крылатого танка». Единственный экземпляр на основе Т-60 совершил полет в 1942 году. Однако этот необычный и интересный проект так и не дошел до серийного производства.
_Один из госпиталей располагался в музее._
Госпитали
В годы войны в Тюмени было развернуто 11 госпиталей в 26 зданиях, в том числе в краеведческом музее, школе № 21, в университетских корпусах на ул. Семакова. В здании на ул. Луначарского, 2 находился головной госпиталь, при котором были организованы курсы бухгалтеров, мастеров часового и сапожного дела.
В госпиталях трудились более 60 врачей, сотни фельдшеров и медицинских сестер, которые оказали помощь 70 тысячам раненых и больных воинов Советской армии. Первых раненых Тюмень приняла 3 августа 1941 года. Благодаря усилиям врачей и медперсонала тюменских госпиталей 65% раненых возвращались в строй.
Тайный мавзолей
Один из госпиталей Тюмени, № 1499, просуществовал менее суток. Причиной тому была эвакуация и тайное хранение тела
Для эвакуации тела вождя использовалось целых три поезда специального назначения. Первый вез многочисленную охрану и двигался на один перегон впереди. Во втором — главном — покоилось тело Ленина, там же ехал и весь обслуживающий персонал. И, наконец, третий поезд, с охраной, следовал на перегон сзади.
Тело находилось в здании аграрного университета Северного Зауралья до весны 1945 года. Появление охраны породило множество слухов, в том числе, что за забором готовят «катюши».
О состоянии тела вождя в тылу докладывали лично Сталину. А официально об эвакуации было сообщено спустя десятилетия.
Поезд-фронтовик
На улице Первомайской остановился поезд-фронтовик.
В Тюмень паровоз ФД 21-3031 пригнали осенью 1941 года. Машина побывала под обстрелами и бомбежками, со следами вмятин, пробоин котла, полуразрушенной изоляцией, вся покрытая грязью и ржавчиной. В кратчайшее время паровоз был отремонтирован, вступил в строй и до конца войны перевозил грузы, причем тянул сдвоенные составы. Несколько раз ФД 21-3031 удостаивался звания «Лучший паровоз дорог сети СССР».
_Знаменитая баня на колесах из Тюмени. Фото: gorod-t.info._
Баня на колесах
Еще один легендарный паровоз ФЭД - знаменитый поезд-баня. Состав насчитывал 10 вагонов, которые сравнивали с десятью кругами рая: вагон-цистерна с водой, вагон-парильня, душевая, вагон-раздевалка, дезинфекционная камера, склад. Более того, сюда входило клубное помещение, где можно было отдохнуть, почитать, поиграть на музыкальных инструментах.
Необычный поезд был создан за 25 дней благодаря собранным деньгам наших земляков. Строительство курировал Семен Пацко. В честь первого секретаря тюменского горкома партии назван сквер на ул. Первомайской.
Тюменский поезд-баня прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде до Берлина. По официальным данным, здесь попарились около миллиона военнослужащих. Среди них — генерал-лейтенант Константин Рокоссовский.
Четвероногие герои
В 2008 году на улице Первомайской был обустроен новый сквер, который назвали в честь сибирских кошек. Домашние любимцы в годы Великой Отечественной войны совершили настоящий подвиг, избавив Ленинград от нашествия грызунов.
Грызуны блокировали движение трамваев, уничтожали драгоценное зерно и прочие продукты, нападали на людей, губили в Эрмитаже картины великих художников. После снятия блокады прошла «кошачья мобилизация». Для защиты Эрмитажа, ленинградских дворцов и музеев в Сибири собирали кошек — всего около 5000 животных. В том числе целый вагон из Тюмени — 238 котов и кошек от полугода до пяти лет.
Подвиг собак по просьбе третьеклассницы Ксюши Соболевой был увековечен в 2015 году в Сквере пограничников. В годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак. На их боевом счету более 300 подбитых танков противника, более 200 тысяч доставленных донесений, разминировано 303 города, обнаружено и снято свыше 4 млн. мин.
_В публикации использованы данные «Централизованной городской библиотечной системы»._
Еще по теме
===========
— 10 интересных фактов о Центральной площади Тюмени
— Пермяков: факты о легендарном человеке и улице в Тюмени
— Интересные факты о Тюменском цирке
— Встречаем День Победы во «всеоружии»
— Тюменские ветераны получат персональные поздравления от Путина