Dipol FM | 105,6 fm
93.44
99.58

Юрий Гудалин намерен создать тюменский двигатель

После модернизации отечественные моторы могут превзойти импортные аналоги.

Бытует мнение, что в России не умеют делать хорошие двигатели, мол, нет у нас ни культуры производства, ни «мозгов», а те что были, утекли на Запад. Может, дело все-таки не в отсутствии пресловутой культуры, а в нежелании создать действительно что-то стоящее, чтобы серьёзно потеснить импорт, причем не только в выпуске двигателей для автомобилей, но и для другой техники: мини-тракторов, электростанций, моторных лодок, малой авиации, вездеходной техники?

Сейчас мало кто знает, что в К Б Тюменского моторного завода в 1990 годы был разработан двухцилиндровый двигатель. Он проектировался так, чтобы в перспективе на базе того же производства, тех же основных узлов и деталей, можно было увеличивать мощность, выпуская четырех, шести и восьми цилиндровые двигатели различного назначения.

Одним из тех, кто разрабатывал двигатель, был Юрий Гудалин. 15 лет до этого он проработал преподавателем в Тюменском индустриальном институте на кафедрах термодинамики и тепловых двигателей; строительных и дорожных машин.

В конце 1989 году Юрия Гудалина и Юрия Корженкова пригласили на моторный завод в отдел перспективных разработок, руководителем которого был Игорь Фомкин. «Небольшим коллективом мы спроектировали двухцилиндровый двигатель в бензиновом варианте мощностью 55 л.с., а с соответствующими изменениями — в дизельном варианте мощностью 40 л.с., — рассказал Юрий Гудалин. — Документация со всеми расчетами и чертежами была готова и подписана всеми инстанциями. Договорились с поставщиками комплектующих. Судя по заявкам разных заводов, потребность в таких двигателях исчислялась на то время сотнями тысяч в год».

С тех пор, как появились двигатели, началась борьба за повышение их мощности, снижение токсичности и расхода топлива. В свое время было затрачено много усилий и средств, однако даже сейчас, по мнению Юрия Гудалина, многие проблемы до конца не решены. Так, выпускалась «Волга» ГАЗ-3102 с более мощным форкамерно-факельным мотором, созданным на базе старого «волговского» двигателя. Однако форкамерно-факельные моторы перестали выпускать, так как конструкторы Горьковского автозавода не смогли решить проблему топливоподачи и детонации. Тем не менее выход был найден.

Оригинальный вариант решения проблемы предложил ученый-изобретатель, профессор, преподаватель кафедры термодинамики и тепловых двигателей тогда еще Тюменского индустриального института Михаил Федорович Чеповский. На его на счету не один десяток запатентованных изобретений. Есть у Чеповского и запатентованные разработки форкамерно-факельного зажигания. Суть изобретений состоит в изменении формы камеры сгорания и самих процессов горения. Стендовые испытания двигателей показали хорошие результаты по снижению токсичности выхлопов, экономии топлива и повышению мощности.

«Михаила Федоровича Чеповского, к сожалению, уже нет с нами, но с теплотой и благодарностью вспоминаю его за те знания и умения, которые получил, работая рядом с ним, — поделился Юрий Гудалин. — Вместе с Юрием Корженковым в 1990 году мы запатентовали простенькое по своей конструкции устройство, позволяющее резко снизить токсичность и повысить топливную экономичность двигателей. Устройство длительное время работало на различных грузовых автомобилях и автобусах. Результаты оказались более чем положительными. Все эти и ряд других разработок мы и включили в проект создания двигателя».

По словам Юрия Гудалина, руководством моторного завода был взят курс на покупку лицензии английского двигателя Листер — Петер. Лицензия стоила огромных денег. Английский двигатель по основным параметрам в точности совпадал с тюменским — размеры поршней, поршневых пальцев, шатунов и т. д., а также по применяемым материалам. Но как заметил тогда Чеповский: «Камера сгорания в двигателе наша, тридцатых годов. У нас от нее давно отказались».

«В начале 90-х на Тюменском моторном заводе готовились два проекта, которые определяли дальнейшее развитие не только самого завода, но и многих других, — пояснил инженер. — Это производство поршневых двигателей, а также производство двигателя ТВД-1500 весом 150 кг и мощностью до 2000 л.с. В настоящее время не производится никакого двигателя. И что стало с моторным заводом, все прекрасно знают — его как такого практически нет».

Юрий Гудалин надеется продолжить работы над созданием тюменского двигателя, который по своим характеристикам будет как минимум на уровне импортных аналогов — экономичным, мощным и экологичным. Для этого у инженера есть и желание, и опыт, и идеи, в том числе удовлетворяющие всем требованиям на получение патента.

Сейчас Юрий Гудалин занимается ремонтом отечественных моторов и, как конструктор, прекрасно понимает, почему они раньше времени выходят из строя. «Двигатели „КамАЗ“, „ГАЗ“, „МТЗ“, да и другие, идут с элементарными ошибками в конструкции, и мы эти ошибки по возможности исправляем», — резюмировал инженер, пообещав нам рассказать, почему ломаются «камазовские» двигатели при следующей встрече.

Технические характеристики тюменского двигателя: тип — оппозитный, степень сжатия — 10−11 (у обычного двигателя — 8−8,5), бензин — АИ-76 без детонации (обычный двигатель от ВАЗ или ГАЗ при степени сжатия 8−8,5 работает на АИ-92), этот же двигатель можно использовать как дизельный с заменой топливной аппаратуры и головок цилиндров.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюмени пройдет традиционный чемпионат ползунков
В Тюмени пройдет традиционный чемпионат ползунков
Малыши проползут на скорость 10 метров.
#дети
#чемпионат
#соревнования
#Тюмень
#новости Тюмени
Урожай-2024: тюменские аграрии готовятся к посевной
Урожай-2024: тюменские аграрии готовятся к посевной
Планируется засеять более одного миллиона гектаров.
#АПК
#аграрии
#урожай
#Тюменский район
#Тюменская область
Тюменец оставил рюкзак с наркотиками в камере хранения торгового центра
Тюменец оставил рюкзак с наркотиками в камере хранения торгового центра
Возбуждено уголовное дело.
#МВД
#уголовное дело
#наркокурьер
#наркотики
#ТЦ
#Тюмень
#новости Тюмени
В Ишиме отключат от электричества ряд СНТ и аэродром
В Ишиме отключат от электричества ряд СНТ и аэродром
Подачу возобновят после особого распоряжения.
#паводок
#электричество
#отключение
#Ишим
#Тюменская область
Александр Моор: За сутки уровень реки Ишим поднялся более, чем на 3 метра
Александр Моор: За сутки уровень реки Ишим поднялся более, чем на 3 метра
В Абатском районе защищают федеральную трассу.
#Александр Моор
#губернатор
#паводок
#Ишим
#Абатский район
#Тюменская область