Dipol FM | 105,6 fm

Тюменцы ставят ГБО на автомобили с гарантией.

С нового года бензин на заправках станет еще дороже. По прогнозам аналитиков, в связи с повышением налогов и акцизов цена на 95-й может подняться до 40 рублей. Это веский повод задуматься об альтернативных источниках энергии. К сожалению, гибридные силовые установки нас пока не радуют существенной экономией топлива, амбициозный проект «ё-Мобиля» приказал долго жить, тольяттинский автогигант никак не может разродиться серийной Lada Ellada, не завоевал массового покупателя городской автомобиль на «батарейках» Mitsubishi i-MiEV. Остается автомобильный газ.

Его плюс в том, что для экономии вам не придется пересаживаться в малолитражку — газовое оборудование можно установить практически на любой автомобиль даже с дизельным двигателем. Конечно, есть и минусы, главный из которых в том, что газовый баллон съедает много места в багажнике. Как правило, его устанавливают в нишу для запаски, а вместо полноразмерного запасного колеса в багажник кладут докатку.

Желающих установить в машину газобаллонное оборудование (ГБО) останавливает и то, что цена на автомобильный газ привязана к цене на бензин и все время составляет примерно половину от его стоимости. Если бы не эта странная неразрывная дружба, желающих газифицировать свой транспорт было бы намного больше. Впрочем, если быть оптимистом, можно сделать другой вывод — чем дороже бензин, тем больше будет экономия при езде на газу. Если сейчас разница в цене составляет 17 рублей, то при цене бензина 40 рублей за литр эта разница составит уже 20 рублей. Можно попробовать сэкономить еще больше на заправках, если установить газовое оборудование, работающее не на пропан-бутане, а на природном газе — метане. Сейчас он стоит в пределах 15 рублей за литр.

О том, какое ГБО пользуется наибольшим спросом и почему еще не все автомобилисты подружились с газом, «Вслух.ру» рассказали специалисты.

Почему не метан

Как пояснил директор фирмы «Propan72» Сергей Бусов, метан не получил широкого распространения, во-первых, из-за ограниченного количества АЗС, их действительно крайне мало, особенно на трассах. Во-вторых, в один баллон метана закачивается в несколько раз меньше, чем пропан-бутана. Рабочее давление у метана 200−220 атмосфер, а у пропан-бутана всего 16. Вот и получается, что вазовской «Приоре» на метане, чтобы доехать из Тюмени до Екатеринбурга и там еще немного покататься, потребуется не один, а четыре газовых баллона. В итоге от багажника практически ничего не остается. Поэтому метан как автомобильный газ кажется бесперспективным, хотя попытки по созданию легковых автомобилей, работающих на природном газе, продолжаются. В качестве примера можно привести Volkswagen Passat TSI EcoFuel. Нередко газовое оборудование, работающее на метане, ставят жители северных городов области, где нет проблем с метановыми заправками.

Сергей Бусов уверен, что все автомобилисты никогда не перейдут на газ. По его мнению, люди делятся на три категории: на тех, кто ставил, ставит и будет ставить ГБО на своих машины. Их где-то около 10 процентов. Примерно столько же тех, кто никогда не ставил и никогда не поставит газовое оборудование, потому что это опасно и вредно для двигателя. Основная же масса — сомневающиеся, которые вроде бы и подумывают о газе, но все еще боятся, читают новости в Интернете, слушают ужасные истории, как один сосед разнес в хлам и машину, и гараж.

Рвануло так, что вылетели ворота

ЧП с газовым оборудованием действительно не редкость. Основной причиной всех взрывов и пожаров является человеческий фактор. Само по себе современное газовое оборудование считается достаточно надежным, чтобы садиться в машину на газу самому и садить свою семью. Проблема заключается в том, что при установке и эксплуатации ГБО есть правила, которые нужно неукоснительно соблюдать. Если вам никто «не усовершенствовал» запорную арматуру, чтобы до максимума заправлять газовый баллон, то он не взорвется, когда машину с холода и с полным баллоном загоняют в теплый гараж.

«Был случай. Водитель „Газели“ в минус 30 градусов заехал с полным баллоном на автомойку, — рассказал Сергей Бусов. — Ему все время говорили не заправлять до отказа. И он об этом постоянно помнил, а тут замотался и забыл. Когда баллон окатили горячей водой, он не выдержал и рванул. Взрывная волна вынесла ворота, ударила в яму с водой, над которой стояла машина, и автомобиль подбросило. К счастью, вспышки не было, „Газель“ осталась цела, никого даже не контузило. Все отделались легким испугом».

Если в машине вы почувствовали запах газа, сразу же стоит перекрыть баллон, проветрить салон, переключиться на бензин и приехать в сервис для диагностики и ремонта ГБО. Есть специальный датчик утечки газа. Прибор устанавливается на газовое оборудование и автоматически отключает его в случае утечки, однако его практически никто не ставит, как и датчик уровня газа.

«Lovato» зашла первой

Что касается выбора газового оборудования, то по словам Сергея Бусова, сейчас на рынке в лидеры выходит «BRC». «Lovato» постепенно теряет прежние позиции, хотя качество итальянского оборудования остается на достаточно высоком уровне. Совет по выбору один: если в вашем городе с комплектующими для оборудования фирмы «BRC» нет проблем, берите его. «Lovato» хорошо тем, что в случае поломки его можно починить везде из-за широкого распространения. «Lovato» первой зашла на российский рынок. Есть газовое оборудование итальянской фирмы «OMVL». С «Lovato» они примерно на одном уровне и по цене, и по качеству.

Директор установочного центра «Элитгаз» Наталья Мурзакаева также отметила, что газовое оборудование «BRC» уже успели оценить тюменцы, но ситуация меняется. Поставки ГБО «BRC» становятся все более проблематичными. Наибольшим спросом среди тюменских автомобилистов пользуются «OMVL», «Lovatо» и «Alfa». В «Alfa» стоит блок управления российского производства, что отражается на цене продукции. Блок управления «Alfa» считается достаточно надежным. Делать прогнозы о росте спроса на ГБО в связи с ожидаемым ростом цен на бензин эксперты не берутся. Сейчас наблюдается определенный ажиотаж, спрос есть среди тех, кто рассчитывает приобрести газовое оборудование по старым ценам.

Отказать в гарантии не имеют права

Кстати, газовое оборудование автовладельцы ставят и на новые машины, купленные у официальных дилеров. По словам Натальи Мурзакаевой, многие дилеры, конечно, против этого, однако еще ни одному клиенту не представили официальный отказ в гарантийном обслуживании автомобиля из-за установленного в нем газового оборудования. Отказать могут, но только на словах. На стороне автовладельцев стоит закон «О защите прав потребителей». Самое главное, чтобы вам устанавливали ГБО в сертифицированном установочном центре.

Газовое оборудование в установочных центрах вместе с работой стоит в среднем 25−30 тыс. рублей. Конечная цена зависит от комплектации. К примеру, баллон в нишу под запаску в виде бублика стоит на тысячу рублей дороже, чем обычный баллон. ГБО на метане стоит на порядок дороже, с установкой — до 90 тыс. рублей и выше. Самой дорогой деталью таких установок является газовый баллон. Закупочная цена одного 7-кубового баллона — 15 тыс. рублей.

Газ с соляркой

Ставится газовое оборудование и на двигатели с непосредственным впрыском топлива, и на дизельные двигатели. Раньше это считалось невозможным. Но тут как и в случае с метаном есть свои нюансы: во-первых, от солярки никуда не деться — двигатель одновременно будет работать на дизтопливе и на газу в пропорции 60/40. То есть при расходе автомобиля 10 литров на 100 км расходуется 6 литров солярки и 4 литра газа. В финансовом плане экономия составит не более 10−15 процентов. Но и это существенно, особенно когда вы передвигаетесь на большие расстояния. Дизеля «газифицируют» не только на КамАЗах, но и внедорожниках со слабым движком, чтобы повысить его мощность. На смеси солярки, по словам Сергея Бусова, мощность возрастает на 30 процентов. По отзывам, тот же Mitsubishi L200 становится «гораздо дурнее». На дизеля ставят ГБО, работающее как на метане, так и на пропан-бутане. Как правило, метаном «питаюся» тяжелые грузовики и спецтехника.

С литра навар не больше 3 рублей

И все-таки, почему газ такой дорогой? По мнению многих автомобилистов, он просто не может столько стоить. Напрашивается вывод о том, что кому-то это выгодно. Но кому? Чтобы выяснить, какова маржа на продаже автомобильного газа в розницу, мы обратились к оптовику.

«В Сургуте оптовая цена одного литра газа будет стоить 10 рублей 50 копеек, — пояснил директор ООО „Проект Плаза“ Сергей Размазин. — Мы отгружаем газ цистернами. С доставкой до Тюмени газ подорожает до 12−13 рублей. Впрочем поставками в Тюмень мы не занимаемся. Насколько я знаю, в Тюмень автомобильный газ доставляется автоцистернами. Получается еще дороже, чем железнодорожным транспортом».

Выходит те, кто продает газ на АЗС, имеют с одного литра газа не более 3 рублей, если оптом он приходит по 14. Не густо. Кстати, бензин тоже продавать в розницу не выгодно. Получить хорошую прибыль можно лишь реализуя топливо в больших объемах. Те же, у кого единичные заправки, выживают как могут. И газом они уж точно не торгуют, потому что пропан или метан так просто не разбавить газоконденсатом, как бензин, или дешевым печным топливом, как солярку. Но это уже другая тема.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!