Какие автомобили покупать и как далеко на них можно уехать, обсудили тюменские электромобилисты.
Все больше тюменцев отдает предпочтение передвижению на электромобилях, в нашем городе их насчитывается порядка 500. Хозяева электрокаров называют свои машины «смартфонами на колесах» и уверены, что за электричеством — прекрасное и экологичное будущее. О том, какие автомобили стоит покупать и как далеко на них можно уехать, говорили представители сообщества электромобилистов в салоне нового автобренда.
Электроводы Тюмени и их желания
Сообщество электроводов, которое возглавляет бизнесмен и блогер Денис Дедюхин, в нашем городе существует с 2017 года. В то славное время в городе насчитывалось едва ли с десяток электромобилей, чаще всего это был Nissan Leaf первого поколения. Такие машины эксплуатировались лишь в городе, ни о какой свободе передвижения речи не шло.
Сегодня по Тюмени ездят сотни автомобилей различного типа. За последние годы на российских трассах появились зарядные станции постоянного потока на 50 и 150 кВт. И, как утверждает Денис Дедюхин, за два-три дня можно приехать в Тюмень из европейской части России. Правда, для этого нужна батарея побольше.
Дедюхин также коснулся проблем, которые сегодня испытывают пользователи электрических авто. Много хлопот вызывает установка розетки на территории многоквартирника. «Нужно пройти семь кругов ада, оформить кучу бумаг, разрешений, согласований с управляющими компаниями и жильцами, чтобы получить заветную розетку», — говорит он. В такой ситуации большинству электромобилистов приходится заряжать своих «коней» от бытовой сети.
По мнению Дедюхина, нужно упростить схему установки розеток для электромобилей. Это стало бы еще одной из льгот, которыми уже сегодня пользуются водители электрокаров наряду с бесплатной стоянкой на платных паркингах и отсутствием налога на машину по мощности менее 150 лошадиных сил. «Тогда и город станет чище, и количество электромобилеводов вырастет», — уверен председатель сообщества.
Что ломается в электрокарах
О технических нюансах эксплуатации и специфике ремонта электротранспорта рассказал владелец СТО, блогер Ярослав Скорик. Он водит электрокары с 2016 года и сегодня владеет одним из автомобилей Tesla.
Ярослав начинал с сервиса для бензиновых машин, но с увеличением количества электрокаров переквалифицировался на их обслуживание. При этом признается, что основную массу электромобилей приходится дорабатывать под сибирские условия: устанавливать дополнительные батареи, автономные накопители. Также Ярослав занимается изготовлением абсолютно новых батарей из китайских блоков.
«Я называю это „второе дыхание“. Мы собираем новую батарею, которая может стоить в районе 600 тысяч рублей при стоимости, например, Nissan Leaf в районе 450 тысяч. Но если посчитать, то мы до миллиона укладываемся в тот автомобиль, который проезжает 400 километров. На рынке мы не найдем машину с такими показателями. Это отличный бюджетный вариант», — считает Скорик.
«В основном, электрокар сломается, если ты сам его сломаешь», — утверждает владелец СТО. Но при этом не скрывает, что если какая-то деталь сломается, ее бывает тяжело найти. Также представляет трудность диагностика нарушений: на полгода машина может встать. Для того чтобы рассчитывать на хорошую диагностику и замену деталей, нужна прямая связь с изготовителем. Потому покупать транспорт лучше у официальных дилеров.
С ветерком по России
Ярослав Скорик недавно вернулся из Белоруссии, откуда перегонял не самые дешевые Tesla Model 3 на 75 кВт и Hyundai KONA на 64 кВт. 3 200 километров вместе с напарником они преодолели за три дня. На этих авто получилось развить скорость в 150 километров в час. «Нас догоняли и понять не могли, как это „электричка“ может так быстро и долго ехать», — делится автолюбитель.
Он похвалил компании, которые занимаются установкой зарядных станций. Российские электромобилисты активно используют приложение для того, чтобы отследить зарядки на собственном маршруте, это экономит время и дает уверенность при дальних перемещениях. При хорошей станции на зарядку уходит около часа — это обеспечивает запас хода в 500 километров.
Сколько стоит зарядить электрокар? Такой вопрос возникал у каждого, кто прикидывал свои возможности владения таким транспортным средством. Цены на один кВт начинаются с 18 рублей. Каждая зарядка выходит в районе тысячи. По мнению эксперта, это недорого при учете минимального планового обслуживания электрокара — замены фильтра и масла в редукторе.
А тюменец Антон Собейко увлекся электрокарами в 2019 году и уже сменил четыре автомобиля. Недавно он проехал из Москвы до Тюмени на большом электрокроссовере XPeng G9.
Он рассказал об имеющейся проблеме: зарядные станции на трассах принадлежат разным операторам, у них нет общего стандарта. В 95 процентах случаев ЭЗС рассчитаны на японские и американские машины и не имеют китайского разъема GPT. Без проблем на китайской машине можно доехать до Перми, после нужно иметь дорогостоящий переходник, а лучше два.
И даже наличие переходников не гарантирует, что вы сможете зарядиться. Не все зарядные станции могут «дружить» с переходниками.
При этом блогер не планирует возвращаться к бензиновым двигателям. «Путешествие на электромобилях — это возможно. Да, машины не дешевые, но ощущения и свобода передвижения, тот драйв, который они дают, это вполне оправданно. Электромашина — это полноценная замена бензиновой машине», — согласен с ним коллега Ярослав Скорик.
Культура электрокаров в Тюмени
Иван Михайлов, гендиректор холдинга «Дина», выказал намерение развивать культуру пользования электромобилями в Тюмени. Холдинг открыл дилерский центр и запустил в продажу китайские электромобили и гибриды SKYWELL. Михайлов выступает за общение электроводов и видит перспективу для города в использовании электродвигателей.
Компания заключила договор с китайским заводом на поставку машин и готова стать частью местного сообщества. На территории дилерского центра на ул. Федюнинского установили новую зарядку, вторая появится на улице Велижанской. Иван Михайлов выказал надежду, что скоро другие компании осознают прирост количества электрокаров в Тюмени и будут делать на них ставку.
Более подробно вопрос ЭЗС осветил представитель фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Игорь Смолягин. В прошлом году фонд начал взаимодействовать с компанией «РусГидро», которая планирует обеспечить зарядными станциями трассы от Москвы до Владивостока. За условный год в нашем регионе они поставили восемь ЭЗС, в том числе в селе Исетском.
Предложения также отправили и 15 застройщикам, на связь вышли только два. Проблема в том, что станция должна быть доступна всем 24 часа в сутки, а ЖК с закрытыми дворами такого предоставить не могут. По мнению Смолягина, застройщики не понимают количества владельцев таких авто, нет утвержденных нормативов и обратной связи от жителей. При этом компания «РусГидро» готова идти навстречу предпринимателям, управляющим компаниям, которые осознали необходимость ЭСЗ на своей территории.
Как напомнил главный специалист департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени Владислав Игнатюгин, первая зарядная станция появилась несколько лет назад на платной парковке в центре. Чтобы обеспечить к ней доступ, электромобилистам разрешили пользоваться парковкой бесплатно.
Платное парковочное пространство расширялось, и в 2022 году ограничения для электрокаров исчезли совсем. Сейчас электромобиль паркуется всюду бесплатно при условии, что машина включена в реестр оператора платных парковок Тюменьгортранс. Чтобы получить разрешение, необходимо подать заявление. Машина ставится в реестр на три года, сейчас в нем числится 286 транспортных средств. В будущем город планирует вносить машины в реестр через госуслуги.
«Все это является стимулом, чтобы использовать экологически дружелюбное транспортное средство в нашем городе», — резюмировал Владислав Игнатюгин.
Фото: Владимир Чебалдин