Dipol FM | 105,6 fm

Как получить «зачет»: разработчик тем дал рекомендации по итоговому сочинению в 11-х классах

Какие критерии важно знать для успешной сдачи.

2 декабря 2020 года ученики 11-х классов напишут обязательное итоговое сочинение. Свои рекомендации выпускникам дал разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров в рамках серий онлайн-консультаций Рособрнадзора.

Зачем нужно итоговое сочинение?


«Изначально итоговое сочинение задумывалось как метапредметное испытание. Главная его цель — проверка вашей личностной зрелости, умения формулировать свою точку зрения, рассуждать на отвлеченные темы, предлагать свои ответы на философские вопросы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения», — говорит Алексей Федоров.

Положительный результат, то есть «зачет», является допуском выпускников к ЕГЭ. Кроме того, сочинение могут оценить в вузе при поступлении.

«Если в вузе учитывается итоговое сочинение как индивидуальное достижение, абитуриенту могут добавить до 10 баллов по критериям учебного заведения», — отмечает разработчик.

На какую литературу можно опираться


Рассуждения на разработанные темы предполагают обязательно опору на литературный материал.

«Это важно. По опыту проверки сочинений прошлых лет убеждаешься, что для глубокого рассуждения на философские, общественно-политические, нравственно-этические темы у ребят не хватает собственного жизненного опыта. Поэтому им предлагается опереться на свой читательский опыт. Но они показывают свой читательский кругозор, умение подобрать литературные произведения, чтобы выразить свою точку зрения», — поясняет Алексей Федоров.

В школе изучают художественную литературу. Но можно использовать не только ее.

«Этот критерий получил специальное, расширяющее дополнение, — говорит разработчик. — Можно использовать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — то есть загадок, потешек, пословиц и поговорок), художественную литературу, документальную, мемуарную, публицистическую, научную, научно-популярную. В том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. То есть так или иначе весь человеческий опыт. Никто не ограничивает, никто не нацеливает на обязательность школьной программы для доказательства своей мысли».

В более 90% случаев однако выпускники обращаются к школьной программе, но это не снижает отношения эксперта к работе. «Есть замечательные сочинения на основе казалось бы всем известных произведений», — отмечает разработчик.

Каковы требования к итоговым сочинениям, и за что ставят «незачет»


Есть два главных требования — так сказать, допуск к проверке. Первое — формальное — объем: рекомендовано 350 слов (включая служебные). Если меньше 250 слов — по первому требованию выставляется несоответствие и автоматически «незачет». Второе требование — самостоятельность написания.

«Это предполагает, что вы не используете неоправданные заимствования, — поясняет разработчик. — То есть не занимаетесь плагиатом, не выдаете чужой текст — списанный или заученный заранее — за свой. Если используете чужое мнение, необходимо сослаться на источник. Правильность оформления ссылки никто не требует, ссылка в свободной форме. Главное назвать автора».
Еще одно важное уточнение — объем цитирования текста, который приводите как чужой, не должен быть больше вашего собственного текста. То есть не более 50%.

Остальные пять критериев остались неизменны. Первое — соответствие теме. «Подразумевается, что у ученика верное представление о ключевых понятиях, их лексическом значении, смысловом поле. Незнание или произвольное толкование просто уведет в другую сторону», — говорит Андрей Федоров.

Второй главный критерий — аргументация и опора на литературный материал.

«Часто бывает так: вступление, в основной части пересказ какого-то произведения, и в качестве вывода в лучшем случае другими словами повтор вступления, — объясняет Федоров. — Аргументация предполагает, что у вас есть тезис (не обязательно один) и аргумент, почему он правилен. В качестве аргумента может быть приведен фрагмент произведения или проблемный анализ определенной ситуации.

Незачет по второму критерию выставляется, если нет опоры вообще на литературный материал; или он только называется; или автор называет произведение, не помня, о чем оно, и начинает импровизировать, искажая содержание.
«Эти два критерия ключевые. Если хотя бы по одному из них поставлен незачет, сочинение дальше не проверяется», — заявляет Алексей Федоров.

Есть еще три критерия. Это композиционная цельность и логичность высказывания. «Нужно понимать, что мысль развивается последовательно: сначала тезис, а потом доказательство. Можно от примера прийти к доказательству, — поясняет разработчик. — „Незачет“ — если сочинение очень сложно понять с точки зрения построения, когда нарушения логики не дают возможности определить коммуникативный замысел».

Следующий критерий — культура речи, под этим подразумевается речевая грамотность, языковое разнообразие, отсутствие речевых и лексических ошибок. Если из-за неверных сочетаний невозможно понять мысль, то также будет незачет. Кроме того, оценивается грамотность (пунктуация, орфография, грамматика). На 100 слов не должно быть больше 5-ти ошибок. Негрубые ошибки суммируются, не считаются отдельно.

«Таким образом, чтобы получить „зачет“ (у сочинения две оценки), нужно пройти допуск в качестве двух требований, обязательно получить зачет по первым двум критериям (соответствие теме и аргументация), и из оставшихся трех хотя бы по одному получить зачет», — резюмирует разработчик тем.

Направления тем для итогового сочинения в 2020 году


В этом году утверждено пять направлений. Публикуем все с пояснениями, чего ждут от выпускников.

«Забвению не подлежит». Темы данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

«Я и другие». Здесь целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

«Время перемен». Здесь можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями

«Разговор с собой». Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Вот как звучали реальные темы: Как вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом — это «победа нравственная»? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает? Всегда ли легко различить добро и зло? Должен ли человек смирять свою гордость? Как победить в себе гордыню? Согласны ли вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует? В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

График написания итогового сочинения в 2020 году


Повторимся, что основной период назначен на 2 декабря. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что эти сроки в связи с эпидобстановкой менять не собираются.

Итоговое сочинение начнется в 10 часов по местному времени. Темы будут известны не раньше, чем за 15 минут до написания.

Если выпускник получит «незачет» на итоговом сочинении, не явится на его написание или не завершит работу по уважительным причинам, он сможет написать сочинение в дополнительные сроки — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Фото: obrnadzor.gov.ru.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Новости по теме
Эффективные способы подготовиться к ЕГЭ назвала эксперт
Эффективные способы подготовиться к ЕГЭ назвала эксперт
Основной период экзамена начнется 23 мая.
#ЕГЭ
#экзамен
#советы
#подготовка
#новости России
#новости Тюмени
Появился проект нового расписания ЕГЭ-2024 в основной период: что изменилось
Появился проект нового расписания ЕГЭ-2024 в основной период: что изменилось
Выпускники получат все результаты экзаменов, чтобы принять решение о пересдаче.
#ЕГЭ
#расписание
#изменения
#Рособрнадзор
#Минпросвещения
#новости России
Рособрнадзор: в 2024 году выпускники смогут пересдать ЕГЭ в резервные дни
Рособрнадзор: в 2024 году выпускники смогут пересдать ЕГЭ в резервные дни
Окончательно утвердят расписание до конца апреля.
#ЕГЭ
#экзамен
#Рособрнадзор
#Анзор Музаев
#Владимир Путин
#новости России
На этой неделе тюменцы сдадут обязательные ЕГЭ в досрочный период
На этой неделе тюменцы сдадут обязательные ЕГЭ в досрочный период
Сегодня пятерым выпускникам предстоит ЕГЭ по русскому языку.
#ЕГЭ
#экзамены
#образование
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
В Тюменской области стартовал ЕГЭ-2024: горячие телефоны для участников
В Тюменской области стартовал ЕГЭ-2024: горячие телефоны для участников
Горячие линии работают на региональном и федеральном уровнях.
#ЕГЭ
#экзамены
#горячая линия
#официально
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
Последние новости
В Тюмени начальница из муниципального медучреждения обогатилась на 350 тысяч рублей за счет уволенного сотрудника
В Тюмени начальница из муниципального медучреждения обогатилась на 350 тысяч рублей за счет уволенного сотрудника
Уголовное дело передано в суд.
#прокуратура
#суд
#мошенничество
#медицина
#Тюмень
#новости Тюмени
Создана прочная законодательная основа: Тюменская областная дума отмечает 30-летие
Создана прочная законодательная основа: Тюменская областная дума отмечает 30-летие
Сегодня состоялось торжественное мероприятие.
#дума
#Тюменская областная дума
#юбилей
#Фуат Сайфитдинов
#Александр Моор
#Владимир Якушев
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюменской области из-за паводка временно закрыто движение шести межмуниципальных маршрутов
В Тюменской области из-за паводка временно закрыто движение шести межмуниципальных маршрутов
Движение возобновят после снятия ограничений.
#паводок
#автобусы
#ограничение
#Казанский район
#Тюменская область
На дороге Ильинка - Афонькино в Казанском районе мост не пострадал
На дороге Ильинка - Афонькино в Казанском районе мост не пострадал
Паводком повредило только дорожную насыпь.
#паводок
#Казанский район
#мост
#дороги
Трое тюменцев пытались перекинуть через забор колонии бутылки с алкоголем
Трое тюменцев пытались перекинуть через забор колонии бутылки с алкоголем
Молодых людей задержали.
#зона
#колония
#переброс
#запрещенные вещества
#штраф