Академик РАН рассказал, когда и почему инженерная школа России безнадежно отстала от Запада.
Возрождение инженерной культуры в России потребует большой рутинной работы. Об этом на Губернаторских чтениях в Тюмени заявил академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов.
«Мне хорошо знакома и западная инженерная практика, и отечественная инженерная школа, и нынешнее печальное состояние инженерной культуры в нашей стране. Я близко знаю положение дел, — рассказал ученый. Новая инженерная культура зародилась в 1980-х годах. Это началось с того, что одновременно на двух крупных предприятиях начали разрабатывать систему CAD (Computer-aided design). Это софтверные средства для инженерной графики, которые сейчас использует весь мир. Иными словами, это программный продукт, позволяющий легко делать трехмерные модели».
Под CAD со временем стали создавать и специальные производственные средства. Например, станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Если прежде слесарь смотрел на чертеж, начинал пилить и по звуку определял, когда надо прекратить пилить, то теперь главным инструментом стала флешка, которую надо просто воткнуть в ЧПУ. «Даже если у какой-то компании сейчас есть вагон чертежей, сделать она ничего не может, потому что чертежи нужно перевести в электронную форму. А перевод сделать некому. Это рутинная работа. В России катастрофически не хватает таких специалистов», — сказал лектор.
По его словам, разработчики самолета Superjet 100 в свое время также не смогли перевести чертежи в электронный вид и вынуждены были заказывать эту работу за границей за большие деньги. Более того, техническая документация должна не просто находиться в электронном виде, но и должна быть определенным образом стандартизована. В России никто не сделал бы эту работу в нужные сроки с нужным качеством. «Эту пропасть мы не смогли перепрыгнуть. Хуже того, мы оказались в ситуации, когда некому учить людей это делать», — сказал Александр Кулешов.
В конце концов, по его словам, этот факт оказался абсолютно понятен правительству России. И как результат — создан инновационный центр «Сколково». Правительство вынуждено приглашать иностранных специалистов в Россию, чтобы те учили местных. Это не просто контакты, а процесс переноса знаний и навыков, которые есть на Западе, на российскую почву. В Сколково удалось привлечь высококвалифицированных профессионалов, там рассчитывают, что это станет катализатором большого процесса, который принесет пользу отечественной инженерной школе в будущем.
По признанию Александра Кулешова, не во всем эксперимент со Сколково оказался удачным. Сколковский институт науки и технологий строился как копия Массачусетского технологического института (MIT). Была сделана попытка имитировать практики MIT на российской почве без всяких изменений. Например, в Массачусетсе студент сам выбирает, чему он будет учиться. В России эта практика работает не совсем так, как хотелось бы. Российские студенты в этой ситуации стали выбирать те образовательные курсы, которые проще. Эту систему в «Сколково» решили отменить.