Конечно, речь идет не просто о кино. За простокино не стоит, смущенно помаргивая, вся страна с ее разномастной историей.
Новый российский лубок в блестящем исполнении — вот что такое премьера этой недели байопик «Поддубный» режиссера Глеба Орлова. И это очередной повод с удовлетворением произнести хрестоматийное «не перевелись еще» как в отношении приснопамятных богатырей, так и российских режиссеров, владеющих тактом в той мере, которая позволяет снять сбалансированное патриотическое кино, которое, ни в чем не перегибая палку, несомненно поставит авторов в ряду отличников отечественной киноиндустрии. А еще и сам фильм в кинопалату мер и весов в качестве эталона.
Конечно, речь идет не просто о кино. За простокино не стоит, смущенно помаргивая, вся страна с ее разномастной историей, которую смоги воплоти так, чтобы не глаз зрительский порадовать, а родовую память. Оттого и ожидания завышенные. Еще бы, а как не справятся? А зритель потом мучайся. Как и у самого легендарного атлета перед международным турниром, у авторов не было права на ошибку.
Глеб Орлов, известный полнометражным балаганом «Яйца судьбы. Наша Раша», взялся за благодатный материал «Поддубного» вместе с опытнейшим сценаристом Юрием Коротковым. Кстати, оба, как и герой их фильма, родом из Малороссии. Им удалось снять свой фильм вкусно, выверенно и с кажущейся простотой, без рекламной пестроты и глянца.
Большого уважения заслуживают и точность и скрупулезность в подаче исторического материала. Натура, интерьеры, костюмы, сдержанный борцовский юмор, даже иностранные акценты вызывают полное доверие. А уж масштаб съемок делает эту историю действительно большим кино, без натяжек и снисхождений.
Тестостеронный феномен Михаил Пореченков в заглавной роли умудряется, не дрогнув ни единым мускулом, звереть одними глазами, бросаясь на подлых кусающихся и норовящих ударить головой соперников. Его любимая Маша в исполнении Катерины Шпицы, тоненькая, кружевная, чрезвычайно разумная барышня, однажды увлеченная цирком, бросилась в новую жизнь, как гимнастка из-под купола цирка, без оглядки: Алле! Вместе они составили полный контрастов, но оттого удивительно гармоничный дуэт. А уж какой удивительный, мастерски составленный контраст явило противостояние русского медведя Поддубного и скользкого в прямом и переносном смысле французского борца — просто мурашки от желания помочь герою закатать проходимца, намазавшегося перед боем прованским маслом, в борцовский ковер вместе с судьями.
Авторы умело жонглируют теми самыми лубочными представлениями о России, мало того, о дореволюционной России, добавляя вместе с тем шику в виде наряженного в котелок Владимира Ильина, сыгравшего аутентичного русского князя, менеджера Поддубного, или Романа Мадянова в плюшевом малиновом фраке — расчетливого циркового антрепренера средней руки. Красок одним своим присутствием в кадре добавляет и интереснейший Дэни Лаван, изобразивший французского тренера Поддубного и заразительно болевший за героя во время поединков.
Отличный результат, вместе с тем, не оставляет сомнений в том, что для собственного спокойствия авторской группе фильма пришлось прыгнуть выше головы, причем несколько раз. Такое же впечатление оставило, пожалуй, открытие Олимпийский игр в Сочи: хорошо, но как-то слишком хорошо. В этом всеми мерами измеренном фильме, вышибающем слезы в нужных местах и поднимающем думы об отечестве на качественно новый уровень, не случилось того спонтанного чуда, которое мужественно отстаивал образ Поддубного в той же загранице: то ему в закрытый магазин дамского исподнего хочется зайти, то в четыре утра в американской гостинице казацкую песню вспомнить. Но как уместить выверенный механизм прекрасного без преувеличения отечественного фильма и игру счастливого случая в оном и том же произведении — это уже загадка неразрешимая.