Dipol FM | 105,6 fm

Субъективно. Люк Бессон создал новую мученицу

На большие экраны вышла потерявшая все человеческое «Люси» со Скарлетт Йоханссон в заглавной роли.

Куда дальше, и главное — зачем? На эти вопросы за каждого отдельного человека, за мировое сообщество, да и что там, за любые высшие силы, могущие обладать специальными знаниями по интересующему вопросу, ответил заслуженный автор блокбастеров о непростых женских судьбах Люк наш Бессон. Получилось что-то в стиле ленинского высказывания: учиться, учиться и учиться, а потом работать, работать и работать. На большие экраны вышла потерявшая все человеческое «Люси» со Скарлетт Йоханссон в заглавной роли. И от красоты героини, вынужденной доказывать, что от многих знаний много печали, зрителям ни тепло, ни холодно.

Простая, земная во всех смыслах девушка по имени Люси однажды попадает в крайне неприятную ситуацию. Недавний ее знакомец Ричард цепляет ей на руку наручники с загадочным чемоданчиком, который нужно доставить крайне жестокому наркобарону. Как муха, влипшая в паутину, девушка больше не принадлежит себе. Начинает раскручиваться цепь событий, которые в конце концов должны привести к некому подобию большого взрыва, только на этот раз информационного.

Героиня, занявшая место своего ненадежного дружка в качестве живого контейнера для некоего нового синтетического наркотика, конечно, мало радуется выпавшим испытаниям. «По крайней мере ты жива, девочка!» — уговаривает себя оптимистка Люси, которую везут в неизвестном направлении с мешком на голове. Но переживает она только до того момента, пока от жестокого удара в живот не рвется пакет с наркотиком, спрятанный в ее внутренностях.

До сих пор было известно, что от наркотиков люди деградируют, переставая пользоваться вместилищем разума по прямому назначению. Автор сценария и режиссер в одном лице придумывает вещество, которое, вопреки ожидаемому, способно повысить процент использования человеческого мозга. Плох ли такой поворот? На этот вопрос гражданин Бессон не отвечает, да и проверить это никому, кроме подопытной Люси, почему-то не дает, сосредоточившись на этот раз на визуализации теоретически прогнозируемых способностей чудного природного инструмента у нас в головах, созданного эволюцией путем действительно долгих экспериментов. При этом героиня по его задумке практически перестает испытывать эмоции, оставляя все больше человеческих черт за гранью чудовищно возросших интеллектуальных способностей, в параллель герою Джонни Деппа в «Превосходстве», оставившему большую часть видимых эмоций за пределами информационной вселенной, в которую превратился живой человек.

Но Люси, способную управлять материей и волнами не хуже самого крутого супергероя, все же волнует один вопросец, близкий и понятный всем без исключения благодаря школьной программе: что делать? В смысле: и что ей со всем этим информационным богатством делать? Ведь амбиций, пропавших вместе с эмоциями, никаких нет. Интересно посмотреть на первого человека — посмотрела, даром, что динозавр чуть не сожрал. В будущее заглянуть захотелось — заглянула, покрутилась в блескучей мешанине звезд и планид. А дальше что? Молодая неразумная девушка, ставшая, минуя миллиарды и миллиарды лет вероятной эволюции, сверхчеловеком, высшим существом, идет с этим вопросом к дедушке профессору, специалисту по человеческим мозгам (конечно, Морган Фримен). А он, вовсе не как ученый, а как темнокожий Дед Мороз со старческой гречкой на щеках, назидательно говорит девочке: поиграла, передай другому. Вроде того, что пра-пра-праклетка сама делилась, и нам велела.

Стремясь объять необъятное фактически с начала и до конца времен, соразмерных человечеству, режиссер погружается в нарочитую медитацию, порой снабженную многочисленными наглядными параллелями, словно для первоклассников, а порой абстрактными играми авторов спецэффектов, которых попросили показать то, не знаю что. Фильм начинается с дарвиновщины, продолжается криминальной драмой, а заканчивается в космических далях, куда Дарт Вейдер Скайуокера не гонял. Надо ли говорить, что попытка эта от игрового режиссера выглядит наивно, тем более, что странным образом Бессон отказывается от своих сильных сторон, постепенно лишая свою героиню практически всякого «кассового» сочувствия. Только неновая идея начать пользоваться головой и посмотреть, что будет, выглядит здесь по-блокбастерному заразительной.

Люси остается одна наедине с угрозой полного забвения, никто не может с ней сравниться, понять, поэтому никого не может быть рядом. Этакая мученица века информации, мечта ученых. И не только бравый французский полицейский искренне недоумевает: «А я-то вам зачем?», — но и зритель вправе задаться тем же вопросом. Надо же, одни вопросы кругом. Ответы в виде обычной компьютерной флешки получает только вымышленный дедушка-профессор.

Битву за время, в том числе зрительское, кровное, потраченное на псевдоинтеллектуальную попытку поиграть в осмысление места и пути всего-всего человечества, не приводящую ни к чему, наверное кто-то выиграл. Но если была битва, то кто знает, не были ли зрители, поверившие в «Люси» на рекламных плакатах, в стане проигравших?

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.