Тюменцам было предложено взглянуть пристальнее на памятник «Прощание» и ответить на вопрос: «Почему юноша и девушка не смотрят друг на друга?»
Тюменский историк-краевед Александр Петрушин 18 апреля загадал нашим читателям исторические загадки, касающиеся известных городских памятников. Сегодня Александр Антонович подтвердит или опровергнет предположения читателей.
Итак, тюменцам было предложено взглянуть пристальнее на памятник «Прощание» и ответить на вопрос: «Почему юноша и девушка не смотрят друг на друга?»
На сайте «Вслух.ру» мы получили несколько ответов: «Юноша смотрит в будущее, которое его ждет, а девушка вспоминает о прошлом»; «Чтобы не заплакать. Ведь это памятник тем, кто не вернулся. Каждый из них, уходя, знал, что мог погибнуть, но старался отвести взгляд, чтобы не показать этого».
Александр Антонович отметил, что версия про будущее и прошлое — хорошая, а авторы этих ответов — наверняка молодые девушки.
Однако ближе к истине оказался такой вариант: «Изначально скульптор планировал изобразить не только две фигуры в памятнике „Прощание“. Это должна была быть композиция, то есть по задумке юноша и девушка должны были смотреть на что-то в этой композиции. Но замысел не был воплощен в жизнь в полной мере».
Как известно, перед тем как памятник появляется в городе, между скульпторами и архитекторами устраивается конкурс. Вот в ходе такого конкурса и было решено, что украшать Тюмень будет работа скульптора Николая Распопова и архитектора Бориса Жученко, но с некоторыми изменениями. По замыслу девушка должна была смотреть на подрастающее поколение, а юноша — на будущих защитников Отечества. Как часто бывает, не на последнем месте оказался финансовый вопрос, поэтому от монументальной группы осталось две фигуры.
«Думаю, что автор наиболее верного ответа — учащийся по направлению «дизайн», — высказал свою догадку Александр Петрушин.
Что касается барельефа памяти Марите Мельникайте, установленного на улице, носящей имя этой девушки, больших различий в ответах читателей не было. Над барельефом трудились скульпторы Г. Вострецов, В. Золотухин, А. Бурцев, архитектор В.Гинкул.
Все сошлись во мнении, что «скульпторы изобразили девушку слишком сексуальной для комсомолки — очень четко обрисована грудь», «советских граждан могла смутить блузка в обтяжку». Один из читателей позвонил в редакцию и рассказал о своей догадке по телефону. Он не коренной тюменец, приехал сюда из Северного Казахстана, будучи уже зрелым человеком. По словам читателя, он был возмущен этой работой, назвал ее грубой: «Даже у „Родины-матери“, у которой сосок — с голову, это не выглядит пошло, как у нашей Марите».
Действительно, жительницы Тюмени требовали убрать если не сам памятник, то хотя бы спилить соски с груди Марите Мельникайте. Александр Антонович, работая в управлении КГБ, рассматривал это письмо. Свое мнение, что ничего спиливать не надо, он обосновал тем, что это художественный замысел скульпторов. Красота, подчеркнутый эротизм как раз и показывают в полной мере трагедию молодой девушки, которая погибла в 20 лет.