Тюменским опытом заинтересовались в других регионах.
Тюменскому проекту «Наставничество» уже семь лет. За это время через своеобразную школу прошло около 300 несовершеннолетних, у каждого из которых был свой взрослый наставник. Полученным опытом поделилась руководитель проекта Юлия Фатхуллина на межрегиональной конференции «Повышение эффективности предоставления социальных услуг семьям и детям в Уральском федеральном округе».
Проект в первую очередь направлен на поддержку сирот, в том числе социальных, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в своих семьях, находящихся в конфликте с законом, с инвалидностью
«Основная цель — чтобы подростки не повторили опыт своих родителей. Чтобы у них родилась новая модель выстраивания семейной жизни, и их дети не попадали в социальные центры. Акцент делается на этом, — пояснила Юлия Фатхуллина. — Для нас наставничество — чуткое присутствие в жизни ребенка взрослого, который направляет, помогает, поддерживает и верит в него».
С какими проблемами сталкиваются подростки? Неуверенность в себе, ограниченность сознания, подавленные чувства, трудности с выстраиванием коммуникации и отстаиванием своих прав, инфантильность, потребительская позиция, убеждение, что ничего не получится, злоупотребление алкоголем и наркотиками, ранняя сексуальная жизнь. Наставники помогают им адаптироваться, расширить кругозор, развить потенциал и, повторимся, не совершать чужих ошибок. Никаких материальных подоплек при этом не предполагается.
80% наставников — люди, которые прошли школу приемных родителей. Люди зрелые, ответственные, финансово стабильные, в основном 35−40 лет. Они получают образовательные программы и стажировки, на встречах обсуждают трудности, с которыми приходится сталкиваться. Но кто-то из наставников признается: благодаря проекту поняли, что не готовы взять ребенка, не совершили ошибку, потому что двойное социальное сиротство — еще хуже. По этой причине наставники появляются у детей старше 10 лет, которым можно объяснить, что это не будущие родители. Ребятишки помладше воспринимают именно так.
При живых родителях основная проблема может возникнуть в другом. Наставнику нужно четко понимать, что он не родитель, не нужно примерять эту роль. С другой стороны — не позволить кровным родственникам взвесить свои обязанности, а научить выполнять их.
У участников конференции вызвало удивление, что наставники не получают зарплату и другие поощрения (хотя это полноценная работа, и не из легких). Другой актуальный вопрос — когда найти время: ведь у всех работа, семья. Но тут дело в желании и правильной организации.
«Мне было интересно поучаствовать в проекте, — поделилась опытом депутат облдумы Елена Кашкарова. — Я выстраивала отношения с девочкой, которую предали родители, для троих младших она стала мамой. Хорошо, что были встречи с другими наставниками, не все радужно. У меня самой трое детей. Для них это хороший пример, они узнали, что может быть и по-другому. Для всех проект стал точкой роста. Материальная составляющая не интересна».
Недавно прошел выпускной для очередных участников. Всего за год их было 48: 12 ребят занимались с наставниками, остальные дети посещали обучающие программы. Конечно, общение после этого можно продолжить.
«Наставничество» готово для тиражирования в других субъектах РФ. Но нужно понимать, что проект социальный, некоммерческий, то есть требуется поддержка спонсоров или рядовых желающих помочь чужим детям. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте.
На конференции директор регионального центра «Семья» Елена Перминова рассказала, как в регионе построено взаимодействие с детьми и родителями. Она отметила, что 2020 год пошел на пользу: дети и родители стали больше ценить общение. И стали чаще говорить о своих проблемах.
Фото: vk.com/nastavnichestvo72.