Dipol FM | 105,6 fm

Кассовые разрывы, когда заказчик оплачивает полученные товары или выполненные услуги лишь через продолжительный промежуток времени – одна из самых актуальных проблем для бизнеса.

_Так называемые кассовые разрывы, когда заказчик оплачивает полученные товары или выполненные услуги лишь через продолжительный промежуток времени — одна из самых актуальных проблем для бизнеса. Нефтегазодобывающая отрасль не исключение. Многие нефтесервисные компании, не получая оплату за свою работу вовремя, страдают от нехватки денег. Эту проблему депутаты Тюменской областной думы обсудили на заседании дискуссионного клуба «Нулевое чтение». О том, к какому решению пришли парламентарии, в совместном проекте регионального парламента и еженедельника «Вслух о главном» «Общественная экспертиза»._

Отсрочка платежей

Для многих нефтегазосервисных предприятий, которые либо поставляют нефтегазовым компаниям какие-либо товары, либо выполняют для них работы, существует проблема отсрочки платежа. Пользуясь доминирующим положением на рынке, нефтяники и газовики заключают с поставщиками и подрядчиками контракты, по которым уже выполненные работы можно оплатить не сразу.

«Заказчики — нефтегазодобывающие компании — расплачиваются со своими подрядчиками через 90−120 дней, а иногда и через больший срок. Понятно, все мы сейчас находимся в ситуации, когда страдает экономика страны. Но получается, что часть своих затрат наефтяники и газовики хотят покрыть за счет тех, кто предоставляет им товары и услуги», — пояснила председатель комитета Тюменской областной думы по экономической политике и природопользованию Инна Лосева.

Сервисные услуги — одна из основных сфер деятельности в нефтегазовой отрасли Тюменской области. По словам Инны Лосевой, в 2015—2016 годах нефтегазовые компании приобрели у тюменских производителей продукции более чем на 42 млрд рублей, и это без учета предоставленных услуг и выполненных строительных работ.

Однако в результате несвоевременных выплат нефтесервисные компании страдают от нехватки денег и вынуждены либо брать кредиты, либо задействовать оборотный капитал. «Задержка сроков оплаты приводит к тому, что предприятия вынуждены кредитоваться, а кредиты у нас сегодня очень недешевые. Где-то происходят невыплаты налогов, где-то — задержка заработной платы, и все это сказывается на деятельности предприятий, на работе людей», — пояснила Инна Лосева.

Проблемы со своевременной оплатой негативно сказываются и на развитии нефтесервисных компаний, совершенствовании их технологий. «Прежде всего надо говорить о том, если ситуация не изменится, то современные российские предприятия либо просто уйдут с рынка, либо начнут производить то, что изобретено уже давно и пользуется спросом. И технологический разрыв, который начал было сокращаться, увеличится снова. Мы опять сядем в ту же лужу и опять будем строить „кукурузник“ вместо того, чтобы придумывать что-то новое», — заявил генеральный директор ООО «Дина Энерджетикс» Вильгельм Зонненберг.

Из-за подобных условий, невыгодных для подрядчиков, многие нефтегазосервисные компании могут и вовсе закрыться, что приводит к тому, что нефтедобывающим компаниям приходится обращаться за аналогичными услугами к зарубежным фирмам.

Подобная проблема уже рассматривалась в Государственной думе. С 1 мая 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которым в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства срок оплаты товаров и услуг не может превышать 30 дней.

Депутаты Тюменской облдумы предлагают внести поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и установить подобный срок оплаты — не более 30 дней — и для компаний с государственным участием. «Мы просим, чтобы срок в 30 дней был четко регламентирован в федеральном законе», — подчеркнула Инна Лосева.

Недобросовестные торги

Еще одна проблема, существующая в нефтегазовой отрасли — участие в тендерах и торгах небольших компаний, не имеющих ни производственных мощностей, ни персонала, ни опыта. «Они выигрывают торги, а потом уже на условиях субподряда где-то размещают заказ. Некоторые из них изначально не намерены выполнять заказ своими силами. И страдают из-за этого добросовестные участники торгов», — пояснила Инна Лосева.

В качестве противодействия подобным ситуациям депутаты облдумы предлагают внести изменения в тот же Федеральный закон № 223-ФЗ и расширить список критериев оценки заявок на участие в торгах, добавив туда пункты о наличии собственных производственных мощностей, необходимых лицензий и разрешений и об отсутствии каких-либо задолженностей перед бюджетами всех уровней. Кроме того, предлагается внести пункт, по которому средняя заработная плата работников организации должна быть на уровне не ниже 85% от средней зарплаты по региону.

«Эта проблема стоит очень остро, мы сталкиваемся с этим каждый день. Зачастую в цепочке со стороны заказчиков есть подразделения, которые не отвечают за конечный продукт. Их задача — найти подрядчиков как можно дешевле. И честным подрядчикам не всегда удается получить контракт», — рассказал депутат Эдуард Омаров.

По его словам, от этого зачастую страдают не только исполнители услуг или поставщики товаров, но и заказчики. «Приходят и говорят: „Мы хотим честно получить хорошего поставщика“. Просят помочь составить техзадание так, чтобы эти псевдопредприятия, у которых от юрлица только печать и портфель, не участвовали в торгах и не демпинговали», — пояснил Эдуард Омаров.

Постараться поменять

Обращения, предусматривающие внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство, тюменские депутаты уже подготовили, все нюансы учтены на заседаниях профильных комитетов областной думы. «Любой закон, который принимается, тем более такие большие федеральные законы, как 44-й и 223-й — а они были инновационными для нашего государства — со времен отрабатываются на практике. Выявляются ошибки, которые нужно исправить. Самое главное, что есть люди, которые знают, в каком направлении идти. Главное, чтобы их услышали», — сказала Инна Лосева.

Теперь, по ее словам, проекты обращений должны быть утверждены комитетами облдумы. Затем их рассмотрят на июньском заседании регионального парламента, после чего, в случае одобрения большинством депутатов — обращения направят в законодательные собрания других субъектов России, а также в Минфин и Минэкономразвития.

«Я понимаю, что возможно сопротивление со стороны госкорпораций, они никогда не ставят себя в позицию предприятия, выполняющего услуги. Даже от государства они получают деньги авансом, так что не представляю, кто бы мог им предложить условия с отсрочкой платежа. Но эти обращения актуальны, хоть и затрагивают лишь малый пласт проблем нашего бизнеса. Даже если мы не получим положительного решения на федеральном уровне, даже если наши предложения заблокируют, все равно нужно стучаться, нужно стараться это поменять», — подвел итог заместитель председателя комитета по бюджетам, налогам и финансам Олег Чемезов.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!