Ее ученики преподают английский в школах и вузах по всей стране.
О таких говорят — прирожденный учитель. Тюменка Роза Латыпова-Бармакова всю свою жизнь посвятила обучению детей английскому языку, сначала в школе, потом в качестве репетитора. Она может научить любого. Как говорится, было бы желание и терпение.
Феноменальных результатов помогает добиваться собственный учебник. Многие из учеников Розы Латыповой уже сами стали преподавателями и открывают частные школы. Об уникальной методике обучения английскому языку и нелегком деле репетитора читайте в материале «Вслух.ру», который мы подготовили в рамках проекта «Самозанятые: 10 историй успеха».
Нехватка хороших текстов
Роза Гиззатовна приехала в Тобольск в 1981 году. Там же закончила пединститут, начала учить детей в школе английскому языку.
«Я постоянно общаюсь с коллегами, — рассказывает Роза Гиззатовна. — И часто разговор заходит о том, насколько сложно научить читать, возникают проблемы с лексикой и определенные трудности с усвоением основ грамматики из-за малого количества тренировочных материалов.
Учителям постоянно приходится добирать необходимые материалы из других источников. Лексика и грамматика должны быть взаимосвязаны, должны отрабатываться в текстах, в упражнениях.
Каждый взрослый знает, что «повторение — мать учения», и только постоянное повторение, тренировка могут привести к успеху. Кроме того, довольно часто сам текст в учебниках не представляет никакого интереса для обучающегося. В моей книге ученик найдет и лексику, и всю необходимую грамматику к уроку. И сами тексты у меня подобраны так, чтобы была возможность получить информацию, задуматься, сделать какие-то для себя выводы. Поверьте, ничего нового я не открыла, разрабатывая свою методику. Она основана на бесконечном повторении пройденного материала. Не случайно мою книгу чаще всего называют книга-тренажер", — говорит педагог.
«Скептики говорят, мол, зачем изобретать велосипед. А я отвечаю, что с каждым годом велосипеды становятся все более удобными и легкими. То же самое и с моим учебником. Первую часть я построила от буквы к слогу и от слога к слову.
Обратила внимание на тот факт, что одно слово может быть именем существительным и глаголом: a cat — to cat; a book — to book; a mop — to mop; a nap (ворсинка) — to nap (вздремнуть) и т. д.
К тому же я стараюсь подбирать такие тексты, чтобы они были интересны детям. Вот, например, рассказ про грушу, который я перевела на английский язык. Вы знаете, что груша — это символ здоровья и благосостояния? Болгары сажают грушу, чтобы защитить себя от различных проблем, — говорит Роза Гиззатовна. — В России считают, что груша приносит процветание, здоровье и гармонию в семье. Здесь ребенок получает интересную информацию, и здесь же в тексте отрабатываются степени сравнения имен прилагательных или глагол в настоящем неопределенном времени, множественное число имен существительных, происходит знакомство со словообразованием. Но, главное, все в рамках изучения определенной лексики и грамматики и с учетом возрастных особенностей ребенка".
«Все логично и интересно, — убеждена автор учебника. — Мне нравится переводить сказки на английский язык, потому что в них еще заложен смысл. Вот, например ненецкая сказка „Белый медведь и бурый медведь“. Заодно я популяризирую сказки Сибири».
Зачем нужно знать английский язык
Роза Латыпова считает, что обучение любому предмету должно начинаться с мотивации. Родители ходят на работу — зарабатывать деньги. Дети ходят в школу — приобретать знания. Это прежде всего нужно родителям, ибо забота о будущем своего ребенка — это забота о своей старости. Знания детям нужны для их будущего выбора, чтобы хорошо зарабатывать и иметь достойную жизнь. И просто чудесно, если у ребенка уже к 9 классу есть выбор. Можно сказать: есть знания — есть выбор; нет знаний — нет выбора.
Каждый, даже ребенок, должен для себя решить, зачем ему нужен английский. И английский нужен вопреки всему. Пригодится, когда вы его уже знаете, как и другие школьные предметы, считает собеседница.
«До сих пор многие думают, что зарабатывать деньги — плохо, — говорит Роза Гиззатовна. — Часто на вопрос: для чего, с какой целью вы пришли изучать данный предмет, я слышу ответ: путешествовать, смотреть фильмы, исправить двойку, тройку. Абсолютно не считаются с тем, что язык — это общение, рассуждение, обмен информацией. Это развитие логического мышления. Это развитие ребенка и возможность оказаться совершенно на новом уровне. Почему-то не говорят или стесняются говорить вслух — найти высокооплачиваемую работу, зарабатывать».
Еще по поводу мотивации. Роза Латыпова постоянно объясняет своим юным ученикам и ученицам, что их родители платят за учебу деньги, поэтому они должны быть благодарны родителям. А лучшая благодарность — не только пол помыть дома, а приносить хорошие отметки!
«Сейчас многие школьники только и думают о том, чтобы сдать экзамен по тому же английскому языку, — говорит Роза Латыпова. — На самом деле важнее всего не оценки, а знания».
Успехи учеников
В это трудно поверить, но большинство учеников Розы Латыповой в бытность ее учительницей к окончанию школы могли свободно общаться на английском. Они даже удивлялись, что их сверстники из других школ после поступления в вуз вообще не могут говорить на языке. Радуют и нынешние ученики. Один из них занимался после школы два раза в неделю в течение пяти лет, сейчас свободно говорит по-английски и собирается поступать в военное училище на переводчика.
Повторение — мать учения
После работы в школе Роза Латыпова устроилась по специальности в тобольский колледж. Задумалась о собственной методике обучения, когда к ней пришел девятый класс, не имевший даже базовых знаний по английскому. Сразу стало ясно, что наверстать упущенное по школьной программе будет невозможно. К тому же собеседница и раньше понимала, что существующая методика обучения английскому в школах сильно хромает.
«Любой артист, прежде чем выйти на сцену, долго тренируется, — поясняет автор методики. — Тренировка — это бесконечное повторение одной и той же пьесы, стихотворения, песни. В моей книге как раз и заложено бесконечное повторение пройденного материала. И то, что заложено в первом уроке, повторяется вплоть до последнего урока.
В обычных учебниках зачастую даются отдельные темы по лексике и отдельные темы по грамматике, поэтому ребенок не может все усвоить.
А у меня все по полочкам: к каждой теме по грамматике — свой текст для закрепления материала. В результате ребенок начинает читать и переводить тексты без словаря. Так у ученика создается поле успеха. У него получается! Это классно! Успех захватывает ребенка, и он продолжает заниматься дальше. Главное — создать поле успеха для любого ребенка, а не только для того, кому все легко дается. Я считаю, что можно научить английскому языку любого, но нужно бесконечное повторение.
Процесс обучения идет без заучивания. Это как игра, во время которой ребенок получает новые знания".
Тираж ограничен пенсией
Тираж книги Розы Латыповой по изучению английского языка небольшой — всего 300 экземпляров, потому что автор издала ее на свои деньги. Это стоило 62 тысячи рублей, которые она взяла из пенсионных накоплений. При этом авторская методика номинирована на федеральный конкурс «Книга года» и на одноименный областной конкурс.
Роза Гиззатовна признается, что на издании книг, да еще за свой счет, заработать очень сложно. Люди готовы покупать, но по стоимости бумаги и типографских услуг — то есть по 200 рублей. А труд автора, к сожалению, у нас не ценится.
Основной доход, как самозанятой, Розе Латыповой приносит репетиторство. Она была и остается учителем. При этом никакой рекламы она не дает, информация передается из уст в уста.
Часто бывает, что ученики, повзрослев, приводят к учителю своих детей. А книги автор продвигает на ярмарках для самозанятых в рамках федеральной программы «Поддержка самозанятых граждан».
Роза Латыпова уверена, что ее книги нужно издавать большим тиражом. Это возможно при получении гранта. Во втором издании автор уникальной методики даст расширенную инструкцию, как пользоваться книгой.
Еще Роза Гиззатовна задумывается о том, чтобы открыть свою школу по изучению английского языка.
Справка «Вслух.ру»
«Поддержка самозанятых граждан» — федеральный проект, который входит в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Самозанятость можно совмещать с работой по трудовому договору или пенсией.
Организаторами проекта выступают: правительство Тюменской области, центр «Мой бизнес», Фонд «Инвестиционное агентство» Тюменской области при поддержке Тюменского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ».
Фото: Тюменского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» и автора