Туристов в этом северном городке явно не ждут.
Рвануть в Урай на пару дней мы решили спонтанно. Сидели с друзьями и думали, как лучше провести грядущие выходные. Ранее была договоренность сгонять вчетвером (две семейные пары) на машине в какой-нибудь городок, но чтобы недалеко от Тюмени. Дабы успеть в субботу приехать, посмотреть на местные достопримечательности, зацепив часть воскресенья, а к вечеру второго дня уже быть дома.
Добраться из Тюмени — целый квест
Выбор пал на Урай, потому что в других ближайших более и менее примечательных городах мы уже были. А тут северный городок, но при этом самый юг ХМАО. Правда, добираться до Урая из Тюмени тот еще квест. Прямой дороги нет, в холодное время года открывают зимник, но нынче (видимо, из-за теплой зимы) его не проложили. В итоге путь строится так: сначала на машине (либо на автобусе) до Верхней Тавды (129 км), оттуда на поезде или электричке до Устья-Аха (185 км), а там на автобусе или маршрутке уже до Урая (125 км). То есть набегает 439 км, хотя расстояние по прямой — 333 км. Нет, можно, конечно, и на самолете, но на нужную нам дату стоимость билета на человека стартовала от 10 тысяч рублей в одну сторону. Поэтому воздушный путь мы сразу отбросили.
Интернета в пути нет
Итак, выехали примерно в 7 утра, чтобы поспеть на электричку, которая отправляется из Тавды в 8.53. Дорога хорошая на всем протяжении, правда, шел снег и ехать в предрассветной темноте было не очень комфортно. Тем не менее, добрались без происшествий. В интернете пишут, что в Тавде есть пара платных стоянок, где можно бросить машину на ночь. Однако мы проскочили мимо одной из них, и я решил не заморачиваться — оставил тачку во дворе одной из пятиэтажек рядом с вокзалом.
Сели в вагон — вполне современный, с мягкими откидывающимися сиденьями. Два ряда слева и два ряда справа. Практически как в самолете, только просторнее, места для ног хватит и высоким пассажирам. Есть, кстати, гнезда для зарядки телефонов. Сидячий билет стоит 590 рублей. В этом же поезде есть плацкартные и купейные вагоны, цена на плацкарт — от 1300, в купе — от 1400 и выше. Ехать примерно 3,5 часа. К слову, интернет на всем протяжении пути только на станциях, так что зависнуть в телефоне не получится. Лучше заранее скачайте пару фильмов или сериал на планшет. Ну либо можно почитать книгу — как электронную, так и бумажную.
Билеты в автобус покупайте заранее
Кондуктор предлагает чай/кофе и вафли/конфеты. Ни тебе пирожков, ни беляшей, так что если любите перекусить в паровозе, запасайтесь едой. У кресел откидывается столик — как в самолете. На станции Устье-Аха можно сесть в такси, маршрутку либо автобус. Билеты нужно купить заранее, поскольку места в салоне вам может и не достаться. Тогда придется ехать на такси — 1200 рублей с человека. Автобус или маршрутка увезут вас за 700 рублей. Здесь все подгадано к приходу поезда — пассажиры быстро рассаживаются, времени погулять или пообедать у вас не будет.
Между тем, на станции есть пара кафешек, где вполне прилично и недорого кормят. Шурпа, шаурма, чебуреки
Погрузившись в свою маршрутку, в третьем часу дня мы подъехали к Ураю. Честно говоря, не смотрели, сколько тут стоят гостиницы, заранее арендовали двухкомнатную квартиру — за 2000 рублей сутки. Практически в центре города, на улице Ленина. Вообще, эта улица здесь главная и проходит через весь город.
Никакой суеты
Оставив вещи, отправились гулять. Пешком минут за 30-40 можно дойти от одного конца города до другого. Урай основан чуть более 100 лет назад, возможно, о его юности напоминают несколько деревянных двухэтажных бараков на окраинах. А так это милый спокойный городок, в старой части в основном застроенный хрущевками, в современной — симпатичными кирпичными домами невысокой этажности. В атмосфере ощущается умиротворенность — здесь нет тюменской суеты, урайцы, как правило, никуда не спешат.
Вдоль главной улицы - сплошные березы, хотя Урай окружен хвойными лесами
Покатушки на снегоходе
Пройдя почти всю улицу Ленина, мы спустились на набережную реки Конды. Она здесь как раз делает изгиб, летом тут наверняка очень красиво.
В урае немало скульптур на любой вкус
Собственно, сама набережная простенькая, но душевная — это асфальтовая дорожка между рекой и молоденькими соснами. Неподалеку — пункт проката снегокатов и снегоходов. 15 минут покатушек на снегоходе стоят 800 рублей. Мы попробовали — не понравилось. Такое ощущение, что рулевое не в порядке — того и гляди вылетишь из седла. На ровной дорог еще ничего, а на волнистой трассе тебя кондыбает из стороны в сторону. Никогда раньше не ездил на снегоходах, поэтому не могу сказать — нормально это или нет. Может, так и надо?
Кстати, местные мальчишки на ледянках и бубликах катаются прямо с берега Конды. Как говорится, дешево и сердито.
На набережной есть скульптура чайки. Эта птица - символ города
С общепитом сложности
После прогулки страстно захотелось отведать борща. Однако на всей главной улице Урая кафе, где нас угостили бы первым блюдом, найти не удалось. Пара заведений в центре была закрыта, в том числе знаменитое кафе в настоящем вагоне поезда. В центре города стоит паровоз с вагоном, рядышком пристроено небольшое здание, через которое посетители проникали внутрь. Весьма оригинально, но сейчас там то ли ремонт, то ли демонтаж. В общем пришлось довольствоваться пиццерией.
Тот самый паровоз, где была кафешка
А вот чего здесь хватает с избытком, так это кофеен. Они стоят на каждом шагу. В одной из них попробовали пирожные — вкусно. Видимо, урайцы все-таки предпочитают питаться дома, а приезжих в городе не так уж много, туристов тут особо не ждут. Наверное, поэтому с традиционным общепитом есть проблемы.
Интересный факт
Проходили мимо роддома. На нем есть счетчик — сколько младенцев родилось в течение года. Поскольку дело было 4 января, счетчик недавно обнулили. И как раз в этот день родился первый ураец в 2025 году. На счетчике гордо красовалась цифра 1. А население Урая сейчас — 41 315 человек.
Изюминки музея
Вечерний поезд из Устья-Аха в Тавду отправляется в 17:54, автобус из Урая уходит в 15 часов. «Гвоздем программы» на воскресенье мы запланировали посещение местного городского музея. Музей истории располагается в здании Культурно-исторического центра, который также находится на центральной улице. Вполне оправдал ожидания своей камерностью и уютом, присущим музеям маленьких городков.
Здесь можно увидеть артефакты, найденные при археологических раскопках: предметы быта и обрядов коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа.
Отдельная экспозиция посвящена первым русским переселенцам. Традиционно представлена естественно-научная коллекция, где можно познакомиться с флорой и фауной края.
На выставке отражены основные этапы развития города начиная с 1960 года, рассказана история открытия шаимской нефти бригадой Семена Урусова. Конечно, особый интерес вызвал нефтяной зал, где представлены элементы буровой установки и макет нефтегазового месторождения, показаны образцы кернов и нефти, а также продуктов из нее. Увидели послание потомкам от студентов стройотрядовцев из Уфы 1966 года. Оно было запечатано в бутылку, найденную в 2019-ом при демонтаже нефтяного резервуара. Читаешь и понимаешь, что люди горели своим делом, с желанием ехали осваивать новые месторождения.
Поскольку времени у нас было не много и не было возможности дождаться профессионального гида по экспозиции (мы пришли в аккурат в обеденный перерыв) для нас провела экскурсию сотрудница музея, обращая внимание на основные моменты в каждом зале. Кроме того, практически на каждой экспозиции есть интерактивные экраны, где также можно получить развернутую информацию.
Домой
После культурного просвещения заглянули на часок в бильярдный клуб «Геометрия», где покатали шары за 400 рублей (стоимость часа). А там время и домой собираться. Поскольку по-прежнему неудержимо хотелось супа, обедать фаст-фудом отказались, зато отвели душу в кафе на станции Устье-Аха. Шурпа там превосходная и вполне заменила нам вожделенный борщ. Говорят, летом в Урае интереснее: грибы, ягоды, рыбалка — все в лучшем виде. Может быть, как-нибудь проверим.