В Тюмень из Омска приехала практически вся труппа.
Диалог с близким по духу и географическому расположению Омским академическим театром драмы тюменцы начали в минувшую пятницу. В рамках «Больших гастролей», которые продлятся до 12 сентября, гости показывают на большой и малой сценах Тюменского драмтеатра восемь спектаклей в разных жанрах, от комедий до драмы, стресс-теста и голосов в эпоху перемен. Гастроли открыли беспроигрышной, проверенной временем комедией «Безумный день или Женитьба Фигаро». Кстати, тюменские артисты, находящиеся на ответных гастролях в Омске, парировали премьерой «Тартюфа».
Формат «Больших гастролей» дает возможность привозить в города-участники масштабные постановки с большим количеством занятых в спектаклях артистов и полноценными декорациями. Поэтому в Тюмень из Омска приехала практически вся труппа. Восемь больших спектаклей — это огромная часть репертуара омского театра. Прибыла и почти вся постановочная часть — монтировщики, реквизиторы, гримеры, костюмеры. Декорации к постановкам доставили семь больших фур.
По признанию артистов, за последние почти полвека омские артисты успели побывать в Тюмени трижды. «Первые гастроли в Тюмени у меня были в 1976 году, представляете?! — вспоминает Народный артист России Валерий Алексеев. — И опять меня поселили в гостиницу „Восток“, и опять на второй этаж. А прошло-то всего 45 лет».
Артист омского театра Руслан Шапорин признается, что играл в Тюмени еще в старом здании театра, в 2006 году: «В этом здании впервые, совсем другие ощущения. Конечно, оно впечатляет масштабами. У нас зал гораздо меньше, пространство камерное. А здесь все так серьезно! И на самом деле волнует, как состоится контакт с тюменскими зрителями? У нас-то мы видим зрителей, привыкли к более близкому общению. Поэтому первые спектакли — всегда пристрелка, мы узнаем, как дышит зал, как реагирует. 15 лет назад принимали хорошо. Сейчас вырос новый зритель, и не знаю, как будет. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы контакт состоялся».
Судя по всему, тюменцы знают, чего ждать от омского театра. По данным на первый день гастролей было продано 65% билетов, с учетом безопасной рассадки.
«Мы постарались привезти разнообразный репертуар, в том числе три спектакля, отмеченные главной национальной премией „Золотая Маска“ — „Время секонд хэнд“, „Время женщин“ и „Отец“, — рассказала Светлана Вегелей, замдиректора по развитию Омского академического театра драмы. — Кроме того, в нашу афишу вошло несколько спектаклей, которые, как нам кажется, доставят огромное зрительское удовольствие тюменцам. Это яркие классические красивые комедии, в том числе замечательная комедия с участием наших народных артистов „Правда хорошо, а счастье лучше“ по пьесе Островского и комедия „Альбом“ по рассказам Аверченко. Если кто-то был на наших гастролях 15 лет назад, то мы привозили спектакль „Чертова дюжина“, который был поставлен по рассказам этого же автора. И можно сказать, что „Альбом“ — некое продолжение этой юмористической саги».
Заслуженный артист России Олег Теплоухов подтвердил, что в гастрольной афише представлен определенный срез репертуара омского театра: «Это очень разные спектакли — разные авторы, разные режиссеры. Разная природа существования на сцене! У каждого есть свой определенный ритм. Некоторые идут уже много сезонов. Например, „Время женщин“ играем уже восемь лет. Как только билеты попадают в кассу, моментально разлетаются. С другой стороны — фестивальные спектакли, отмеченные „Золотой Маской“. Например, „Время секонд хэнд“ — абсолютно фестивальная история, ее сложно назвать историей кассовой, но она собирает полные залы в Омске, и спектакль слушают удивительно трепетно. Это спектакль-разговор о 1990-х… О том, как мы так вот жили, на что надеялись и как это потеряли. Штука очень откровенная, очень честная, и самое главное, там, мне кажется, соблюден баланс — мы не тычем пальцем и не раздаем ярлыков, кто прав, кто виноват. Или „Время женщин“ — у меня к нему нежнейшее отношение. Он длинный, долго идет, но сколько мы его играем, — это любовь. К сожалению, все спектакли привезти было невозможно. Но каждый из этих спектаклей заслуживает внимания. Очень бы хотелось, чтобы они пришлись по душе тюменскому зрителю».
— К сожалению, не смогли по техническим причинам привезти спектакль Баргмана «На чемоданах», — добавил Валерий Алексеев. — Блестящая постановка, все работают изумительно, причем жанр, в котором он ставил, — это клоунада в сочетании с трагедией.
— Надо приехать в Омск и посмотреть, — сразу предложил Александр Чурсин, замдиректора тюменского театра по продажам, маркетингу и рекламе. — Открываем театральный туризм!
К слову, тесные связи театров подтверждаются, например, тем, что в Омске, как и в Тюмени, много ставит режиссер Александр Баргман. Его трагикомедию в трех измерениях «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» покажут сегодня, 5 сентября. В главной роли — Егор Уланов, к слову, однокурсник любимца тюменской публики Николая Аузина.
Поклонникам тюменского «Метода Гренхольма» наверняка будет интересна постановка омского театра. Ее можно увидеть 11 сентября.
А еще артист омского театра Игорь Костин признался, что в тюменском театре работают четыре его однокурсника: Эвилина Ризепова, Сергей Калинин, Егор Медведев и Софья Илюшина. «Саратовская мафия…» — многозначно добавил он.
На спектакли прославленного омского театра еще можно успеть, билеты на сайте и в театральной кассе.
Фото из архива ТБДТ