Dipol FM | 105,6 fm

Владимир Якушев предложил стране двенадцать целевых моделей для улучшения бизнес-климата

Рабочая группа под руководством главы Тюменской области проанализировала опыт всех субъектов Федерации.

12 целевых моделей для повышения инвестиционной привлекательности регионов разработано в России. Об этом на совместном заседании президиума и консультативной комиссии Государственного совета, посвященном повышению инвестиционной привлекательности регионов, заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Заседание состоялось в Ярославле. Его провел президент России Владимир Путин. Речь шла о том, какие меры необходимо принять, чтобы инвесторы с большей охотой вкладывали деньги в российские регионы. Губернатор Тюменской области возглавил рабочую группу, оценившую бизнес-климат в субъектах Федерации. Его доклад президенту мы целиком публикуем ниже:

«Как вы уже отметили, Владимир Владимирович, действительно, с 2011 года и до сегодняшнего дня — скачок со 124-го места до 40-го (в рейтинге Doing Business). Улучшился инвестиционный климат за счет системной, последовательной работы, которые регионы ведут совместно с Правительством Российской Федерации, Агентством стратегических инициатив и общественными объединениями предпринимателей. Ситуация кардинально изменилась после запуска Агентством стратегических инициатив трех ключевых проектов. Это «Региональный инвестиционный стандарт», «Национальная предпринимательская инициатива» и «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата».

Напомню, что стандарт предусматривал создание на региональном уровне ключевых институтов и инструментов содействия и развития инвестиционной деятельности. Этот этап успешно внедрили все субъекты Российской Федерации, за исключением Республики Крым и Севастополя, которые в силу объективных причин начали этот процесс позже остальных и сегодня активно двигаются в этом направлении.

В рамках национальной предпринимательской инициативы сформированы «дорожные карты», направленные на улучшение условий ведения бизнеса по наиболее важным и проблемным сферам государственного регулирования. Прописанные мероприятия в настоящий момент исполнены на 77 процентов. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата прошел обкатку в 21 субъекте Федерации в 2014 году, он отражает оценку восприятия бизнес-сообществом усилий, которые предпринимают органы власти всех уровней по улучшению состояния инвестиционного климата в российских регионах.

С 2015 года началось полномасштабное внедрение рейтинга среди всех регионов. Итоги рейтинга свидетельствуют, что есть существенные резервы, в первую очередь, в части оптимизации ключевых условий ведения бизнеса. Количество и продолжительность одних и тех же процедур в разных субъектах Федерации отличается. Поэтому наша рабочая группа, в которую вошли представители предпринимательского сообщества и крупнейших отраслевых и предпринимательских объединений, а также органов власти федерального и регионального уровней, сконцентрировалась на разработке стандартизированных подходов в части улучшения делового климата в регионах.

Нам поступило несколько десятков предложений. Мы детально изучили существующее положение дел по основным направлениям, максимально учли представленные наработки и подготовили 12 целевых моделей. Они станут основой для реализации четвертого ключевого проекта, естественно, если сегодня он будет одобрен.

Целевая модель представляет собой систему факторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат. По каждому фактору определено целевое значение, то есть та рамка, к которой нужно стремиться, а также показатели, с помощью которых можно оценить процесс движения к поставленной цели.

Очень важно отметить, что целевые модели прописаны на основе лучших региональных практик, то есть сегодня это реально присутствует на конкретных территориях. А если это получается у одних, значит, это получится и у других.

Кратко прокомментирую модели по их содержанию.

Первая модель — развитие и повышение качества регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности. При ее разработке был учтен опыт Москвы, Татарстана, Свердловской и Томской областей в части полноты регулирования и информирования потенциальных инвесторов, а также эффективности правоприменения.

Вторая модель — повышение эффективности работы специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. В этой модели был учтен опыт Кемеровской, Тульской и Ульяновской областей, Алтайского края, Белгородской области и Республики Татарстан.

Третья модель — качество инвестиционного интернет-портала. За основу данной модели взяты порталы Забайкальского края, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Ростовской областей и Тульской области, удобные с точки зрения навигации, содержательности и простоты использования.

Четвертая модель — эффективность обратной связи инвесторов и руководства региона. В создании этого стандарта использованы наработки Москвы, Липецкой области, Воронежской области, Владимирской области, где практикуется качественное и системное общение органов власти с предпринимателями.

Пятая модель — государственный кадастровый учет. Оптимизирует процедуру постановки на кадастровый учет, в том числе с использованием многофункциональных центров. Модель включает 11 факторов, по каждому из них свои лидеры, чьи практики и были использованы для составления модели. Это Адыгея, Амурская область, Калининград, Краснодарский, Приморский и Ставропольский края, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, город Санкт-Петербург, Чеченская Республика.

Шестая модель — государственная регистрация прав. При разработке этой модели мы использовали опыт коллег из Республики Башкортостан, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в вопросах доступности подачи заявлений и упрощения процедур.

Седьмая модель — получение разрешения на строительство. Здесь по ряду факторов мы учли наработки Московской, Новосибирской, Тюменской, Псковской, Брянской областей и Краснодарского края по оказанию госуслуг в электронном виде и получению через МФЦ технических условий для начала строительства.

Восьмая модель — технологическое присоединение к электросетям. Успешными практиками в этой части признан опыт сетевых организаций Москвы и Санкт-Петербурга, Ульяновской области, где созданы максимально удобные условия для потребителя от подачи заявки до подключения.

Девятая модель — технологическое присоединение к сетям газоснабжения. Своим опытом по сокращению сроков и стоимости подключения к газу через оптимизацию и унификацию процедур поделились Московская и Тюменская области. По сути, все основные процедуры, связанные с подключением к газу, сведены в одном окне и четко прописаны по срокам.

Десятая модель — подключение к инфраструктуре тепло-, водоснабжения и водоотведения. Формированию этой модели нам помог успешный опыт Псковской области и Татарстана. Регионы лидируют в открытости информации обо всех доступных мощностях и объектах инфраструктуры, скорости прохождения процедур.

Одиннадцатая модель — организация контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации. Хорошие практики продемонстрировали Новосибирская, Костромская области, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Чувашия. В этих регионах создано наиболее качественное нормативно-правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности. При организации проведения проверок элементы риск-ориентированного подхода используются в Республике Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Ярославская область.

Двенадцатая модель — поддержка малого и среднего предпринимательства. В ряде регионов выявлены различия по уровню развития малого и среднего предпринимательства, многое зависит от внимания к этой сфере региональных и муниципальных властей. В рамках этой модели выделены 9 ключевых факторов. По каждому из них свои лидеры, чьи практики и были взяты за основу: Республика Башкортостан, Архангельская, Брянская, Владимирская, Калужская, Ленинградская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Саратовская и Смоленская области.

Широкая география положительных практик, учтенных в 12-ти целевых моделях, с очевидностью подтверждают, что регионы активно включились в работу по улучшению инвестиционного климата. Рабочая группа считает, что именно стандартизация передовых практик и решений, оформленных в виде целевых моделей, позволит нам существенно повысить инвестиционную привлекательность каждого региона.

В то же время мы понимаем, что отдельные модели разнятся по организационным и ресурсным затратам. Например, третья модель — качество инвестиционного интернет-портала — требует усилия одного ответственного органа, который должен обеспечить наполнение портала нужной и востребованной информацией, а успешность реализации 5-й модели — государственный и кадастровый учет — зависит от скоординированности действий всех уровней власти — муниципальной, региональной и федеральной, а также от профессионализма самих участников рынка кадастрового учета.

Так, регион и муниципалитет должны обеспечить наличие генеральных планов, организовать быстрое и качественное предоставление услуг по утверждению схемы участка на кадастровом плане и присвоению адреса, Федеральная кадастровая палата — организовать постановку на учет. Только из этого примера мы видим, что инвестор трижды обращается к государству за услугами, дважды — за предшествующим постановке на кадастровый учет, и, собственно, за кадастровым учетом.

В этих точках соприкосновения бизнеса и власти и взаимоотношения должны быть предельно прозрачны и понятны. Институты, гарантирующие такие взаимоотношения, в регионах созданы, и рабочая группа считает их масштабирование важнейшим фактором улучшения инвестиционного климата. Во‑первых, это многофункциональные центры оказания услуг, которые образованы по всей стране в соответствии с вашим, Владимир Владимирович, поручением, зафиксированным в указе от 7 мая 2012 года. На сегодня охват населения услугами МФЦ составляет более 90 процентов, а это означает, что вся инфраструктура, которая может и должна быть задействована для оказания услуг бизнесу.

Во‑вторых, это оказание услуг в электронном виде, когда инвестор может направить необходимые документы через интернет-ресурсы. Электронные услуги МФЦ, проекты, реализуемые под патронажем Минэкономразвития России и Минкомсвязи России, и практика подтверждает их востребованность.

В‑третьих, это система «одного окна» с широким диапазоном возможностей для инвестора. Отмечу, что в регионах, где используются все три названных института, мы наблюдаем высокую инвестиционную активность. Инструментом внедрения целевых моделей являются региональные «дорожные карты», они будут реализовываться посредством проектного управления. Разумеется, для успешного выполнения мероприятий необходимо провести обучение региональных команд. Об этом, а также о системе управления и мониторинга внедрения целевых моделей более подробно расскажет Никитин Андрей Сергеевич.

То, что касается нашего опыта в Тюменской области. Мы активно участвуем во всех трех проектах Агентства стратегических инициатив, это позволило нам по итогам национального рейтинга в 2015 году занять 15-е место, а в 2016 году — 5-е.

Работая над целевыми моделями, которые представлены сегодня вашему вниманию, мы увидели резервы, которые позволят нам при их внедрении улучшить в целом инвестиционный климат в регионе.

С учетом вышеизложенного, Владимир Владимирович, прошу Вас поддержать решение нашей рабочей группы и утвердить представленные Вашему вниманию целевые модели, а регионы, в свою очередь, готовы сформировать дорожные карты по достижению показателей целевых моделей. Спасибо".

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
Объем кредитов для малого и среднего бизнеса «тюменской матрешки» вырос на 20% в прошлом году
Объем кредитов для малого и среднего бизнеса «тюменской матрешки» вырос на 20% в прошлом году
Всего в прошлом году представители малого и среднего бизнеса «тюменской матрешки» получили кредиты на 160 млрд рублей.
Тюменские автоинспекторы в выходные выйдут на охоту за пьяными водителями
Тюменские автоинспекторы в выходные выйдут на охоту за пьяными водителями
В Тюмени будут нести службу дополнительные наряды специализированного взвода полка ДПС.
На чемпионате России по лыжным гонкам в Тюмени трибуны будут заполнены наполовину
На чемпионате России по лыжным гонкам в Тюмени трибуны будут заполнены наполовину
В «Жемчужине Сибири» все еще действует обязательный масочный режим и соблюдение социальной дистанции.
Тюменский дзюдоист выиграл бронзу всероссийских соревнований
Тюменский дзюдоист выиграл бронзу всероссийских соревнований
Он провел четыре встречи, три из которых выиграл.
Тюменского дальнобойщика оштрафовали за порчу дороги на 50 с лишним тысяч
Тюменского дальнобойщика оштрафовали за порчу дороги на 50 с лишним тысяч
Свою правоту водитель оспаривал почти три года.