За два года бизнес-леди создала сеть косметологических салонов лазерной эпиляции и стала лидером рынка.
Своими секретами успеха известная предпринимательница Кира Долгова поделилась с тюменцами во время курса лекций, организованных обществом «Знание». Свою первую студию Кира открыла будучи в декрете, когда у нее не было лишних денег на кофе. Уже через год она стала хозяйкой 120 студий! А сейчас у нее несколько проектов в разных направлениях — от сети химчисток для обуви до чебуречной империи.
Кира честно рассказала обо всем: как она делала первые шаги в предпринимательстве, как ее отговаривали, как забирали бизнес, как собственные сотрудницы воровали клиентскую базу и пытались создать такую же студию.
«Стоит ли вообще заниматься бизнесом? — задается вопросом Кира. — С утра у меня было две планерки, я посмотрела отчетность, проанализировала показатели своей сети и только потом поехала к вам читать лекции. Работать по найму иногда намного круче. Все дело в ответственности. В бизнесе нужно постоянно думать, как платить аренду, зарплату сотрудникам, как улучшить свой продукт, чтобы клиенты к тебе приходили ежедневно. Бизнес не для всех. Но стоит попробовать».
Мысли Киры Долговой, которые побуждают к действию
«Из-за болезни мне говорили, что я не смогу закончить школу, поскольку целый год провела в больнице. Когда поступала в вуз, стращали, что не поступлю. Я все-таки поступила, причем на бюджетное место. Когда открывала бизнес, мне тоже говорили, что у меня не получится. Когда у тебя есть физические ограничения, в тебя никто не верит, ты просто идешь и делаешь. Возможно все».
«Напишите на листке бумаги, что вы умеете делать лучше всего. Это хорошо монетизируется. Только вы рождены, чтобы это сделать!».
«С друзьями лучше бизнес не иметь».
«Проблемы сегодняшнего дня завтра покажутся пустяковыми, а через год мы над ними вообще посмеемся».
«Адаптироваться можно ко всему».
«Есть большая разница между тем, что делать и что сделать. Перед тем как начать действовать, нужно расписать каждый свой шаг».
«Нужно просчитать все риски. Бизнес — это каждый день риск. У меня за 5 лет постройки бизнеса были и рейдерский захват, как в 90-е, от меня уходила команда к конкурентам, мастера крали клиентскую базу и открывали такой же бизнес».
«Выбрав направление в бизнесе, нужно сначала проанализировать рынок. Для этого есть бесплатные сервисы: Wordstat, Google Trends. Хотите открыть кофейню или маникюрный салон, сперва проанализируйте рынок».
«Никто не будет в вас верить, если вы сами не верите в себя и свой продукт».
«Ваше окружение формирует ваше мышление. Найдите предпринимателя, на которого хотите равняться. Попробуйте с ним пообщаться, узнайте, какие книги читает. Можете написать ему в соцсетях. Мне часто пишут студенты, задают вопросы, я отвечаю. Если просят поделиться опытом, приглашаю ко мне на работу.
У всех предпринимателей одна и та же боль — им нужны кадры. Всем требуются люди, я очень много времени трачу на построение своей команды, вкладываюсь в сотрудников. Бизнес-ассистент моего супруга поработал у него два месяца и купил франшизу — химчистку обуви. Вложений — 300 тысяч рублей. Он отбил их за три месяца. Моя помощница через полгода работы купила франшизу моих химчисток".
«Лучше не брать инвестиции, а если деньги инвестора, зафиксируйте на старте все договором, чтобы потом инвестор не имел права на ваш продукт и на вашу чистую прибыль. Деньги лучше занять. Те же франшизы можно купить в рассрочку, с поэтапным графиком платежей. Есть каталог франшиз, можно выбрать что-то для своего возраста, для своих инвестиций. Есть франшиза кофеен Скуратова. Я знаю, что много студентов покупает ее.
«Для хорошего старта нужен сам продукт, его упаковка и продвижение. Поддержка вам понадобится, когда вы открылись, и пошли первые клиенты. В это время возникает много моментов, когда хочется все бросить. Есть много инструментов поддержки от государства. Один ты не справишься».
«Свою косметику я продаю в салонах, через соцсети и на маркетплейсах — Wildberries и OZON».
«Масштабировать бизнес начали, когда люди сами попросили открыть франшизу».
«Времени всегда не хватает, но когда ты хочешь добиться в жизни чего-то большего, тебе приходится находить время».
Важно поддерживать качество своего продукта
После лекции Кира Долгова ответила на вопросы «Вслух.ру».
«Уверена, что приехала в Тюмень не зря, видела, как загорелись глаза у студентов, — рассказала гостья. — Задавали много вопросов, спрашивали, как открыть бизнес. Я своим примером показала студентам, что это возможно. Реальные истории дают людям веру, что и у них может получиться».
На вопрос о том, не сложно ли вести совершенно разные проекты — в индустрии красоты, общепите, химчистке обуви, Кира ответила, что сферы деятельности действительно разные, но базовые инструменты бизнеса везде одинаковые: персонал, продукт, маркетинг. Владея ими, можно заходить в любую нишу и работать по такой же схеме: есть люди, которые отвечают за продукт, за продвижение и так далее.
Еще, по словам Киры Долговой, важно поддерживать качество своего продукта.
«В связи с ростом цен на сырье мы не стали менять рецептуру, а просто убрали те же чебуреки с рыбой, потому что рыба сейчас очень дорого стоит, — объяснила собеседница. — Мы не меняем рыбу на более дешевую, чтобы не портить продукт, а убираем сам продукт с рыбой».
К слову, на доработку рецепта чебурека ушло около года, только после этого продукт вышел на рынок.
Вот самые актуальные направления в бизнесе по мнению Киры Долговой:
— общепит;
— бьюти-услуги;
— химчистка обуви (можно проверить по Wordstat);
— доставка еды, курьерские услуги (этот рынок, как и все, что облегчает нашу жизнь, будет только расти).
Фото: автора