Dipol FM | 105,6 fm

От фрилансера до руководителя компании: 29-летний тюменец рассказал о креативном бизнесе

Ежегодный оборот фирмы Дмитрия Петрулева превысил 40 млн рублей.

В последнее время много говорят о креативе как о бизнесе, который стремительно набирает обороты. На чем зарабатывают современные предприниматели на просторах интернета, «Вслух.ру» рассказал руководитель креативного агентства FOL’GA Дмитрий Петрулев. Ему 29 лет, в его компании работает более 20 человек, ежегодный оборот фирмы превысил 40 млн рублей. В ближайшее время молодой предприниматель планирует довести его до 100 млн за счет выхода из регионального на российский рынок.

 — Дмитрий, для начала расскажи немного о себе: кем мечтал стать в детстве, на чем заработал первые деньги?

 — Мой отец предприниматель. Он занимается озеленением, рекультивацией земель, газонными травами, поэтому еще со школы я с ним работал: с 6-го класса равнял землю, сажал саженцы, поливал семена, следил за всходами на объектах. Брал с собой еще одноклассников, чтобы и они зарабатывали деньги. Потом поступил в Тюменский архитектурно-строительный университет, учился по специальности «Информационные системы и технологии». В этой сфере я и остался работать, потому что мы занимаемся разработкой программ, создаем веб-сайты.

Еще на втором-третьем курсе стал заниматься общественной деятельностью. Одно из направлений — работа с медиа, мы занимались освещением мероприятий в вузе. И одной из моих задач было ведение социальных сетей. В 2013 году закончил последнюю работу с отцом. На этом объекте я уже руководил бригадой. Это были газоны на развязке у ТЦ «Южный».

Сказал отцу, что мне интереснее все, что связано с интернетом, медиа и в 2014 году пока учился в вузе начал начал работать фрилансером. К тому времени у нас уже было несколько золотых наград в Студвесне — в направлении «Пиар-кампания». Однако в реальном бизнесе все оказалось гораздо сложнее.

 — В чем была суть твоей работы?

 — Я также вел группы в ВКонтакте. Об Инстаграме тогда еще мало кто знал. Вел группу у своих заказчиков. Это был банкетный зал по проведению мероприятий. Одним из первых моих заказчиков стал Артем Андросов, я развивал его группу в соцсетях, его компания торговала новыми и б/у шинами. Получалось неплохо, и в какой-то момент, который для меня стал переломным, Артем сказал мне: «Дима, ты же не сможешь долго работать фрилансером. Я вижу у тебя есть перспективы, давай собирай команду и открывай свою компанию».

Тогда я уже понимал, что ведя 3-4 группы, у тебя уже не хватает ни ресурсов, ни времени, чтобы делать свою работу эффективно: нужен специалист, который занимается дизайном, специалист, который пишет тексты, специалист, который снимает видео. Переход к созданию своей компании для меня был не сложным. Благодаря моему отцу у меня уже имелся опыт руководящей работы.

 — В соцсетях много разных групп, в том числе коммерческих. И не у всех все получается. Какие ошибки чаще всего допускают при раскрутке групп в том же ВК?

 — Самая частая ошибка — бездумное создание контента, без понимания стратегии. Сегодня пишут одно, завтра другое, нахваливая свой товар или услуги, при этом не понимая, что все посты должны быть увязаны в одной логике. Только такой подход дает результат. Простой пример. Сейчас много кто продает свои обучающие курсы. Так вот существует такая технология, называется «Прогрев», когда вы каждый день задаете аудитории вопросы, например, по мобильному видеомонтажу. Спрашиваете у подписчиков, кто имел дело с монтажом видео, пробовали ли делать видео в «Тик-Токе».

Начинается дискуссия, кто-то что-то советует. Потом появляется уже другой пост, в котором блогер рассказывает о первом опыте и просит оценить результат. Если бы блогер сразу же поставил рекламу курсов, ими бы никто не заинтересовался. Результат дает продуманная стратегия. А зачастую ее нет, и это типичная ошибка при работе с соцсетями.

 — Какие нужны качества, навыки человек, чтобы зарабатывать в соцсетях?

 — Большинству навыков можно научиться. Конечно же, необходимо и креативное мышление. Его можно натренировать. Хотя если от природы не дано, то процесс обучения может затянуться. Почему в «Тик-Токе» самые популярные блогеры — это стендаперы, бывшие КВНщики. У них уже развито креативное мышление.

 — Креатив, конечно, бывает разный. Взять тех же пранкеров. Их выходки всех уже бесят.

 — Конечно же, есть и такие, для кого репутация не так важна, как те деньги, которые они хотят заработать. Вы сами видите, какие статьи и посты в соцсетях набирают больше всего просмотров — скандалы, происшествия. Позитивные новости не такие популярные. И тем не менее, меня радует, что тот же «Тик-Ток» готов платить блогерам за создание образовательного контента. Не всем, конечно, а у кого уже наработана большая аудитория. Я думаю, это здорово!

 — Есть ли какие-то границы у вирусных роликов, за которые лучше не заходить?

 — Мы тоже проводим обучающие курсы по СММ (маркетинг в социальных сетях), у меня есть лекция про эпатаж. Эпатаж многие понимают неправильно — это не ходить голым по улице, не танцевать в храме и так далее. В хорошем смысле эпатаж — делать то, что тебе не свойственно и чего от тебя не ожидают. Классный пример, когда Дмитрий Медведев еще будучи премьером размещал в своем Инстаграме селфи. Это делают многие, чаще девочки, и в этом нет ничего необычного. Но когда селфи делает премьер-министр, это выглядит интересно, сразу становится обсуждаемым и в то же время в этом нет ничего противозаконного. Я уверен, что Дмитрий Анатольевич делал эти селфи не спонтанно. Это спланированная история. Это классный эпатаж!

 — А как с креативом в Тюмени? На каком он уровне?

 — У нас есть росточки. Действительно, есть ребята, которые делают интересные вещи. В качестве примера можно привести «Тик-Ток Хаус». Этот тюменский проект объединил ребят из разных регионов. У них хороший охват. Ребята снимают и размещают видео в «Тик-Токе», набирают аудиторию, генерируя интересный контент.

Есть еще большая каста театралов. Среди них я бы хотел выделить ребят, которые занимаются театральной импровизацией. Ребята снимают шоу «Студия 72» на телеканале «Тюменское время». Уровень для региона более чем хороший. Прогресс налицо! Но до федерального уровня нужно еще расти.

Вирусный контент успешно создает владелец тюменской сети «Тесла Бургер» Влад Джурович. У него в одной из точек была кража, вор обчистил кассу и заодно унес из холодильника 5 бутылок морса. Вместо того чтобы умолчать об этом неприятном факте, Влад всем сообщил, что у крали морс, ради которого не страшно сесть в тюрьму. Из в общем-то неординарного события получилась интересная история. Это креатив! Это круто! Очень хорошо зашло, люди обсуждали.

 — Что можешь посоветовать молодым и энергичным тюменцам, которые хотят стать предпринимателями и много зарабатывать?

 — Нас во многом делает наше окружение. Почему я стал предпринимателем? Почему у меня такая команда? Почему мы так развиваемся? Это во многом заслуга того окружения, которое у нас появилось. В 2014 году я пришел в тюменское отделение «ОПОРА России». Тогда это было лицо малого бизнеса, тогда все только начиналось. И когда ты видишь, что вокруг тебя все растут, развиваются, ты тоже стремишься к тому, чтобы расти и развиваться. Поэтому очень важно подобрать окружение.

 — Обучающие курсы, которые вы проводите, приносят какой-то доход?

 — Обучающие курсы не дают каких-то космических доходов. Для нас это скорее возможность набора новых специалистов, потому что на креативном рынке серьезный кадровый голод. Естественно, в свою команду я беру только лучших учеников.

 — Стоит все-таки спросить — как подбирать команду для бизнеса? По каким критериям?

 — Многие руководители постоянно задаются вопросом: мне в команде нужны специалисты или хорошие люди? Конечно же, на начальном этапе нужны специалисты, в идеале с навыками работы. Без главного инженера завод не построишь. Этот главный инженер может быть классным специалистом, но при этом ужасным человеком.

Но как только в команде появляется несколько сильных специалистов, как раз такие мне попали в команду, ты уже при подборе новых кадров смотришь больше не на их уровень знаний и опыта, а на личностные качества. Если специалист непорядочный, не выполняет свои обязательства, с ним некомфортно работать, и в конечном итоге это отразится на эффективности. А хорошего человека всегда можно научить работать.

 — Дмитрий, есть ли в Тюмени прогресс с креативом в наружной рекламе: вывески, слоганы, логотипы?

 — Все, что появляется новое, на мой взгляд выглядит неплохо. Меня больше всего пугает, что многие не хотят меняться. В Тюмени есть прекрасная фабрика «Квартет». Она выпускает очень вкусные конфеты, но на подарок я их никогда не куплю, поэтому что их оформление застряло на уровне начала 2000-х годов. Логотип давно устарел. Думаю, что давно пора менять весь фирменный стиль.

 — Может им нравится изначальный вариант? Он для них идеальный.

 — Не думаю. Видно же, что он несовременный. А продукт шикарный. В одном из тюменских колледжей, где обучают дизайну, обратились ко мне за советом, какой фирме в качестве практики студенты могут сделать ребрендинг. Я называю ряд фирм, в том числе указываю «Квартет». Мне в ответ, мол, только не «Квартет», мы им каждый год разрабатываем фирменный стиль. Почему-то фабрика игнорирует все варианты.

Для «Квартета» я готов бесплатно разработать новый фирменный стиль, потому что это тюменский бернд, мне нравится их продукция и я уверен, что им уже пора меняться. Единственное условие — чтобы «Квартет» воспользовался новым стилем.

 — Все мы видим, как в Тюменской области развивается туризм. Все ли в порядке с раскруткой. Может быть, чего-то не хватает? Тем же горячим источникам, как и конфетам, тоже, наверное, нужно сменить «упаковку»?

 — Горячие источники отлично «упакованы», новая «обертка» им точно не нужно. И раскрутка на высшем уровне. Когда я прилетаю в Москву, постоянно вижу, как крутятся ролики Visit Tyumen. Все делают хорошо, грамотно. Чего нам не хватает? Это сложный вопрос, потому что у нас много чего есть и сделано. В плане оформления Тюмени хотелось бы уменьшить визуальный шум. Реклама, баннеры — все это выглядит ужасно!

В Москве, как только Сергей Собянин стал мэром столицы, он почистил фасады всех зданий от подложек на вывесках. Сейчас на вывесках магазинов, кафе, ресторанов и прочих заведениях только буквы, никакой подложки под ними. И никаких растяжек! Стало намного интереснее, все в одной цветовой гамме. По такому городу хочется гулять.

У нас много красивых мест, но есть места, по которым гулять не хочется. Идешь на работу по центру города, особенно мимо «Рентала», который весь обклеен рекламой. Для меня это личная боль. Но, как я понимаю, городские власти уже приняли решение о едином стиле на центральных улицах, предпринимателям нужно время, чтобы изготовить новые вывески. Жду не дождусь, когда это произойдет. И я, и моя команда — мы любим свой город. И даже когда выйдем на столичный рынок СММ, никто не захочет переезжать в Москву.

Фото: автора

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Новости по теме
«Сов и косулю мы выпустили, а медведица до сих пор с нами». Как в Тюмени живут дикие звери
«Сов и косулю мы выпустили, а медведица до сих пор с нами». Как в Тюмени живут дикие звери
Зоопитомник в Патрушева помогает больным зверям и тем, кто не выживет в природе.
Тюменский кардиолог предлагает оснастить крупные ТРЦ и организации чудо-чемоданчиками
Тюменский кардиолог предлагает оснастить крупные ТРЦ и организации чудо-чемоданчиками
В интервью «Вслух.ру» специалист объяснил, как уменьшить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
ВИЧ-инфекцией в Тюменской области чаще заражаются люди от 30 до 45 лет
ВИЧ-инфекцией в Тюменской области чаще заражаются люди от 30 до 45 лет
Охват населения тестированием составляет более 30 процентов.
Тюменский сказкотерапевт: Все древние сказки - для взрослых
Тюменский сказкотерапевт: Все древние сказки - для взрослых
Он уверен, что с помощью народных сказаний можно решить любую проблему, найти ответы на все вопросы.
Тепло и еда: где в Тюмени открылись веранды при кафе и ресторанах
Тепло и еда: где в Тюмени открылись веранды при кафе и ресторанах
Многие заведения поспешили организовать летники.

Последние новости
Тюменские подростки продемонстрируют свои успехи в сценическом движении и речи
Тюменские подростки продемонстрируют свои успехи в сценическом движении и речи
Можно сказать, что это – своеобразная контрольная работа.
За год население в Тюменской области увеличилось на 7 тысяч человек
За год население в Тюменской области увеличилось на 7 тысяч человек
В начале года 30 человек переехало из дальнего зарубежья.
Тюменцам предлагают записать трели соловья
Тюменцам предлагают записать трели соловья
Для этого лучше всего сначала послушать аудиозаписи, как поет соловей, чтобы не ошибиться.
В Ишиме пройдут творческие мастер-классы от тюменских художников
В Ишиме пройдут творческие мастер-классы от тюменских художников
Приглашают всех желающих.
Тоболячка на "УАЗ Патриот" выпила пива и решила заправиться
Тоболячка на "УАЗ Патриот" выпила пива и решила заправиться
Пройти освидетельствование на алкоголь она отказалась.
(0)
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений