Dipol FM | 105,6 fm

Николай Данн: Хороший фильм – это часть жизни города

На сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с руководителем кинокомпании «Единство», руководителем молодежного направления Союза кинематографистов Тюменской области, режиссером Николаем Данном.

_Во вторник, 20 мая, на сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с руководителем кинокомпании «Единство», руководителем молодежного направления Союза кинематографистов Тюменской области, режиссером Николаем Данном. Тема онлайн-конференции: «Развитие кино в Тюменской области»._

— Наших читателей достаточно серьезно заинтересовала заявленная тема, поступило множество вопросов, поэтому тянуть не будем. Первый из них звучит следующим образом: «Возможно ли вообще региональное кино? Настоящее, к которому мы привыкли. Есть ли примеры такого кино если не в России, то хотя бы в мире?».

— К региональному кино мы должны прийти. Сейчас фильмы снимаются в Москве, Санкт-Петербурге, но если представить какой-то путь развития киноискусства, то регионы могут внести в него свою лепту, свой взгляд. Это абсолютно другое кино. Снять в регионе фильм можно, если в этом заинтересован режиссер, сам регион и вся Россия.

Можно рассмотреть зарубежный опыт, к примеру, Мальту. Все приезжают туда снимать фильмы. Это происходит потому, что Мальта предоставляет определенную скидку на оборудование, созданы все условия, чтобы к ним приезжали со всего мира. Все подводные съемки для большинства фильмов делаются там, так получается дешевле. Это интересно и потому, что съемки фильмов повышают туристическую привлекательность Мальты.

Николай Данн: Хороший фильм – это часть жизни города

— Можно понаблюдать, а можно, даже поучаствовать в массовке.

— Это один из вариантов. Мальта — второй Голливуд по водным съемкам.

— А если говорить о возможности снимать в регионах, то речь идет о каких фильмах, документальных или художественных?

— Можно снять и документальный фильм, но лучше стремиться к художественному кинематографу. Здесь у нас сохранилась природа, заедьте в Тобольск, полюбуйтесь Иртышом. А какие у нас леса, если продвигаться чуть на север? Сама Тюмень привлекательна с ее старинными кварталами.

Главное — привлечь заинтересованных людей. Должен быть какой-то мотив, чтобы сюда приехать. Страна у нас большая, можно и в Красноярск уехать, и куда-нибудь еще. Сибирь везде можно найти. Но Тюмень особенная, и ее нужно правильно преподнести, чтобы люди ехали сюда снимать фильмы. В соседних регионах кинопроизводство поддерживается. В Екатеринбурге есть киностудии, кинокомпании, которые снимают на российском уровне. Пермь, Омск, Новосибирск и другие города. Мы должны изучить весь опыт и дать возможность развиваться региональному кинематографу.

— Это прекрасно, если к нам приедут именитые режиссеры, чтобы снять хотя бы несколько сцен для своих фильмов. Но было бы здорово, если бы нашлись местные таланты, которые сняли бы фильмы, которые не стыдно показать. «Сколько всего в Тюмени кинематографистов и сколько заслуживающих интереса фильмов они сняли? На мой взгляд, в Тюмени, если не считать „Бегство рогатых викингов“ и триллера-короткометражки (ждем их показа, чтобы оценить уровень), снимают только свадьбы. Можно еще назвать Константина Одегова, но, как я понимаю, он уже давно не снимал художественных фильмов. А жаль», — пишет Юрий.

— Для этого мы и открыли молодежное отделение Союза кинематографистов, чтобы сначала выяснить, кто где есть, существуют ли в Тюмени коллективы, кинокомпании, кроме телевизионных. С какой целью? Чтобы объединить их. В одиночку бывает трудно что-то сделать, а сообща легче. Цель Союза кинематографистов оказать экономическую и юридическую поддержку. То есть, помочь получить грант, пройти обучение. Важно, чтобы люди учились здесь, на региональном уровне. У нас всего один культурный вуз — ТюмГАКиСТ. Сейчас они начали заниматься анимацией. Немного занимается кино ТюмГУ. И все, в общем-то.

— Ну, насколько мне известно, есть люди, которые учатся в Санкт-Петербурге дистанционно.

— Да, но я имел в виду самое начало профессиональной деятельности. Чтобы сделать хороший продукт, человек должен стать мастером. Не просто свадьбу отснять, а показать собственную точку зрения. Как правило, когда кто-то в Тюмени добивается каких-либо результатов, он сразу старается уехать. Получил базу и поехал, потому что не видишь возможностей реализации. Но ведь то же самое можно делать и здесь. Если у человека есть талант, его нужно развить. Нам нужно создать пространство, в котором молодые таланты смогут учиться. Нужно привлекать мастеров, чтобы здесь начались съемки, пусть даже короткометражек. Если посмотреть фильмы, снятые здесь 10 лет назад, можно увидеть, какой была Тюмень. Снимая фильмы о Тюмени, Тобольске, мы видим историю. А если снимать художественные фильмы, то их смотреть будет еще приятнее.

Николай Данн: Хороший фильм – это часть жизни города

— Тем более у нас с актерами проблем нет. Тюменская академия культуры, конечно, готовит режиссеров, но, скорее, театральных. Насколько они подходят для кинематографа?

— Если они увлечены кино, тогда подходят. Специфика немного другая. Самое главное — показать, как ты видишь тот или иной образ. Чтобы зрителю было понятно, о чем ты говоришь. У режиссера обязательно должно быть свое мнение. Если у театрального режиссера есть мнение, он без труда сможет снять кино. Более того, можно объединить театр и кино. Все к этому и идет, в кинотеатрах начинают транслировать спектакли, в Интернете выкладываются записи.

Когда сидишь в зале — это одно чувство, а когда смотришь с экрана — другое. Мы за то, чтобы развивать эти направления вместе. Можно делать мини-спектакли, видеоспектакли с некими зарисовками из обычной жизни. Это и спектакль, и фильм одновременно. Когда мы говорим, что региональное кино находится в самом начале своего становления, это значит, что зритель не хочет смотреть это кино. Он не верит в то, что его можно снимать. Можно снять документальный фильм. Это хроника, которую можно будет смотреть и через 20 лет. А можно раскрыть какую-то тему. К примеру, Ершов. Почему он написал сказку, как Тобольск поспособствовал этому? Материала много, его нужно использовать и тогда получится фильм, интересный для всех, познавательный. Документалистика отличается от художественного кинематографа тем, что она заставляет о чем-то задуматься. Художественный фильм, правильно снятый, тоже заставляет, но документальный предлагает человеку сделать свой вывод.

Мы как-то предлагали свои фильмы одному американскому дистрибьютору. Он сказал, что продукцией, которую мы делаем, пользуется, в основном, Россия, Китай, Япония и Франция. Это фильмы, которые чуть глубже. Они затрагивают вопросы внутренних ценностей человека. А остальной мир хочет чего-нибудь полегче, попроще. Потому что люди приходят к экранам отдохнуть. Если вы вспомните нашу историю кино, то всегда перед любым художественным фильмом шел документальный. Сейчас такого нет, но будет. Кино — это искусство. Все его смотрят, хоть по пять минут, но смотрят. Нужно развивать региональное документальное, художественное кино. Создавать пространство для молодежи, ведь детского кино в России вообще нет.

Николай Данн: Хороший фильм – это часть жизни города

— Что удивительно, ведь с детским кино проблем у нас никогда раньше не было.

— Оно по-прежнему пользуется спросом. На Каннском кинофестивале его покупают, все то, что было снято раньше.

— Давайте перейдем к следующему вопросу. «Расскажите, пожалуйста, насколько ценно искусство кино для современной молодежи? Что она в нем может увидеть, чему позитивному научиться?, — спрашивает Ольга.

— Одна из целей нашего молодежного отделения Союза кинематографистов — провести мониторинг того, что вообще интересно нашей молодежи и детям. Если делать продукт, то нужно видеть, что туда необходимо добавить. Формировать зрителя нужно с детского уровня. Какую сказку создашь, таким и будет ребенок. Детское кино фундаментально, оно рождает зрителя, гражданина, который будет жить в России. Если создавать детский контент, то нужно изучить, чем сейчас живет ребенок. Нужно привлекать автомобили, технику, чтобы у ребенка, который видит это с детства, возникли некие ассоциации. Но обязательно в фильме должны присутствовать человеческие ценности.

Мы хотим провести мониторинг и нам, конечно, нужна помощь молодежи, которая в этом заинтересована, детей, мам, бабушек. Зритель должен сказать, чего он хочет. Давайте вместе начнем создавать кино. Региональное кино интересно тем, что оно существует в маленьком, ограниченном пространстве. Тюмень, Ишим, Тобольск — это небольшое количество людей, и мы можем быть друг к другу ближе. Многие не задумываются о том, как они могут формировать кино, ведь оно делается в Санкт-Петербурге, Москве. Но возможность есть. И мы делаем именно такую платформу. Каждый зритель может предложить свой сценарий, свою идею. Ну и правительство, конечно, должно быть заинтересованно, чтобы в Тюмени появилась такая платформа. В ноябре мы будем проводить фестиваль детского и юношеского кино «0+». После фестиваля надеемся найти идеи, режиссеров, актеров. Может, мы поставим сказку «Конек Горбунок» на современный лад?

Николай Данн: Хороший фильм – это часть жизни города

— Сейчас у людей есть заметный интерес к тому, чтобы снимать все, к примеру, на телефоны.

— И за этим будущее, мы не уйдем от технического прогресса. Скоро все будут снимать. Нужно просто научить людей добавлять в свои произведения внутреннее содержание.

— Над чем именно вы сейчас работаете, какой проект продвигаете и где можно увидеть ваше кино?

— Сейчас мы ведем большую работу над фильмом «Прыжок». Это молодежный фильм. Мы проехали всю Европу, отсняли людей в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Екатеринбурге с единственной целью: выяснить чем живет молодежь. Мы хотели выяснить, что хочет создать в своей жизни молодежь. Почему именно этот проект нас заинтересовал? Потому что у нас есть два молодых автора, одному 18 лет, другому 24. Им еще предстоит перейти во взрослую жизнь. И нам стало интересно, как происходит этот переход, ведь во взрослой жизни уже совсем другие условия, ответственность, работа. Еще нет какой-то глобальной задачи в жизни и есть какая-то наивность, желание что-то изменить. Чувство молодости, которая готова дерзать, вот об этом фильм. Мы думаем, что этот проект будет готов как раз к ноябрю.

Остальные наши работы можно увидеть на сайте Kino-edinstvo.ru.. Еще один из наших документальных проектов — «Культура денег». Это 12 серий по 26 минут. Они раскрывают, к примеру, социальную природу денег, откуда они появились. Рассказывают специалисты со всего мира, это международный проект.

Еще один проект может быть интересен читателям потому, что там снялся Тобольск — «Источник духа». Этот фильм про христианство, про Сергия Радонежского и про то, как миллионы людей едут к источнику, который исцеляет их. Люди истинно верят в то, что источник им поможет. Этот фильм появится во всех епархиях.

Если чаще снимать наши города, то улыбок на лицах жителей будет больше. На Каннском фестивале я как-то спрашивал одного человека, зачем он туда приезжает. Он ответил: «Я могу поздороваться здесь с Николь Кидман или пройти рядом. Это дало мне заряд и у меня пошли дела». Если мы сделаем так, что здесь у нас будут сниматься фильмы, то всем станет интересно. Все станут участниками.

Николай Данн: Хороший фильм – это часть жизни города

— А условия у нас созданы? Принять навороченную съемочную группу и актеров мы сможем?

— У нас нет студии, где бы все это можно было снимать. Но у нас есть все условия: где жить, куда поехать, что посмотреть. Можно не просто показать историческую часть, а показать, где лучше построить студию, чтобы снять фильм. Снять фильм — это длительный процесс. Он длится от двух лет до шести. Хороший фильм — это часть жизни города. Представьте, что где-то в Заречных микрорайонах начинаются съемки. Все будут знать, какой сюжет снимают сегодня, будут причастны к этому. Сегодня мы уже упоминали местных режиссеров. Роман Мамонтов взялся за сериал в гостинице. Судя по тому, сколько людей пришло на кастинг, а это непрофессиональные актеры, видно, что интерес есть.

— Вы уже несколько раз касались государственной поддержки кино, вопрос, поступивший к нам следующий: «Существует ли господдержка кино и есть ли она в Тюмени?».

— Господдержка — это гранты. Подаешь заявку и выигрываешь. Екатеринбург постоянно получает поддержку, не только грантовую. В рамках грантовой поддержки можно получить до 70% стоимости фильма. Мы хотим оказывать молодым кинорежиссерам в Тюмени услугу правильного оформления заявки на грант. Потому что его можно не получить только потому, что неправильно подал заявку.

Конечно, было бы здорово, если бы искусство поддерживал какой-то меценат. Здорово, когда само общество заинтересованно в том, чтобы снимать кино. В этом плане Москва более интересна, там можно найти много такого народа. Тюмень чуть поменьше. На грантах учить детей можно, но это очень трудно. Лучше бы поддержка была потоковой. Нужно судить по трудам. Если человек делает хорошие фильмы, пусть он продолжает их делать.

В фильме «Прыжок» у нас участвует Сергей Безруков. Один из вопросов, которые мы ему задали: «Какой спектакль вам интересен?» Он ответил примерно следующее: если вам очень плохо — можете прийти на два моих первых спектакля, если вы хотите понять смысл жизни — можете прийти на тот спектакль, который идет сейчас. Это хороший ответ, который дает понять, что человек профессионал и делает именно то, что полезно и интересно обществу. Это и есть основа развития регионального кино: если ты трогаешь ниточки души, значит кино будет жить, будет зритель.

Напоследок хотелось бы обратиться к читателям. Всем, кому интересно кино, кто мечтает снимать его, даже если он еще ребенок, обращайтесь к нам. Если даже вам 50 лет, но вы только начали снимать кино, вы являетесь молодым кинематографистом. Мы готовы помочь, для этого и создан молодежный центр Союза кинематографистов Тюменской области. Всех ждем осенью на фестивале, который обязательно будет масштабным. Мы хотим, чтобы любой житель страны мог уверенно сказать: «Еду в Тюмень на кинофестиваль».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Столетний юбилей отмечает жительница Тобольска Татьяна Виниченко
Столетний юбилей отмечает жительница Тобольска Татьяна Виниченко
У ветерана - 11 правнуков.
#новости Тюмени
#ветеран
#юбилей
#Максим Афанасьев
В Тюмени вновь пытаются продать исторический дом на улице Комсомольской
В Тюмени вновь пытаются продать исторический дом на улице Комсомольской
Торги пройдут на новых условиях.
#новости Тюмени
#дом
#памятник
#торги
#деньги
Убийца тоболячки, найденной у Вечного огня, до сих пор на свободе
Убийца тоболячки, найденной у Вечного огня, до сих пор на свободе
Преступника не нашли спустя три года.
#новости Тюмени
#Тобольск
#убийство
#ориентировка
#розыск
Полет МКС смогут увидеть тюменцы этой ночью
Полет МКС смогут увидеть тюменцы этой ночью
Объект будет пролетать недалеко от Луны.
#новости Тюмени
#небо
#Луна
#астрономия
Губернатор Александр Моор встретился со студентами-активистами
Губернатор Александр Моор встретился со студентами-активистами
Он познакомился с новым составом Студсовета региона.
#новости Тюмени
#губернатор
#Александр Моор
#студенты