Dipol FM | 105,6 fm

Алиса Прудникова: Я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени

Моя задача – максимально расположить аудиторию к восприятию современного искусства, сделать просмотр работ благоприятным опытом для каждого посетителя.

_Искусствовед Алиса Прудникова, глава дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО, куратор IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства, вновь побывала в Тюмени, чтобы поделиться опытом организации региональных центров и работы с сообществами. А после повела всю аудиторию на выставку «Работа никогда не завершается», чтобы представить современное искусство не только интересным, но и понятным. Корреспондент «Вслух.ру» расспросила Алису Прудникову о том, как искусство меняет город и что ждет Тюмень в области культуры в будущем._

— Алиса, какова роль куратора в современном искусстве и зачем посетителю биеннале проводник?

— Без куратора люди на выставках теряются. Современное искусство возможно и без проводника, но с помощью эксперта и аннотаций мы получаем более подготовленного зрителя. Чтобы ходить на выставки наотмашь и не читать комментарии, нужно пройти двести биеннале. Когда у людей нет опыта насмотренности, важно, чтобы с ними обсудили эти работы. В Тюмени у большинства не было подобной возможности. Поэтому моя задача — максимально расположить аудиторию к восприятию современного искусства, сделать просмотр работ позитивным опытом для каждого посетителя.

Алиса Прудникова: Я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени

— Что, по‑вашему, для Тюмени значит появление пространства, в котором могут выставляться современные авторы?

— Для меня этот музей (им. И. Я. Словцова. — Прим. ред.) — одно из главных профессиональных впечатлений 2017 года. Я не знаю нигде за пределами Москвы такой музейной инфраструктуры, где были бы созданы условия для хранения произведений в таком масштабе.

Конечно, несоответствие облика и содержания — главная характеристика музея: монструозное жуткое здание снаружи оказывается крутым внутри. Все, кто был на открытии биеннале, уезжали из Тюмени с потрясающим впечатлением от масштаба проделанной работы в области оборудования и технологий. И для профессионального сообщества это серьезнейший шаг. Пока сложно говорить про контент. Я не знаю других выставок в этом музее, кроме биеннале. Но, кажется, здесь готовы к чему угодно.

— На лекции вы говорили о региональных моделях работы с современным искусством. Как оно определяется в Тюмени, кто его зритель?

— На мой взгляд, в Тюмени современное искусство только начинается. Я очень рада, и мне было неимоверно приятно, что музейный комплекс мы открыли именно биеннале «Работа никогда не завершается». И для меня это такой настоящий старт в области современного искусства: прощупывание территории и понимание, кто здесь агенты, кто готов брать ответственность и что-то делать.

Я рассчитываю, что эта выставка даст возможность партнерства не только на уровне экспозиций, музеев, а именно на уровне людей — ярких, неравнодушных персоналий, которые хотят развивать современное искусство в городе.

Алиса Прудникова: Я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени

— Выставка «Работа никогда не завершается» в Тюмени открыта уже полтора месяца. Вы же следите за тем, как тюменцы отзываются о ней. Что оказалось созвучным горожанам, а что так и не поняли?

— Меня порадовали несколько глубоких аналитичных статей, когда чувствуется, что люди пришли и погрузились в материал. Это сложно — говорить о впечатлениях от выставки, если ты не профессионал, не имеешь соответствующего образования, опыта и интереса. И сложно найти человека, который мог бы сказать, что он чувствует себя комфортно на поле культурной журналистики.

Конечно, большинство отзывов на уровне «нравится — не нравится», «понимаю — не понимаю». Но важно, что нет ощущения агрессивности. Мне было важно, чтобы не было эмоции «не понимаю — значит, это плохо». В Тюмени мы встретились скорее с «не понимаю, подскажите нам, как в этом разобраться».

И моя лекция, и лекции предыдущих экспертов о современном искусстве, которые, к слову, будут продолжаться и в январе, формируют у слушателей калейдоскоп знаний: что можно назвать искусством, что такое арт-рынок, кто они — главные лица в искусстве. Мы говорим и о том, почему выбран формат биеннале, вокруг которого сегодня хайп.

Этот формат до сих пор востребован в мировом искусстве. Он является по‑настоящему экспериментальным, если сравнивать с очень консервативными во многом инструментами, которые используются современным искусством.

Кроме того, это не первое наше появление в Тюмени. Я много раз бывала здесь на конференциях, обсуждениях креативных инициатив. Чувствую, что в вашем городе очень четко сформулирован запрос. Поэтому знакомство с людьми, которые сюда приезжают на образовательную программу, и художниками, которые здесь были на выставке, открывает возможность для личного опыта.

Тюменцы могут вдохновиться чьей‑то практикой и начать что‑либо делать, не боясь, что не хватит профессионализма. Нужно набирать-набирать-набирать опыт. Поэтому в 2018 году, возможно, в Тюмени начнет работать какая‑то постоянная программа по современному искусству.

— В основу выставки «Работа никогда не завершается» лег тюменский ковер. По-вашему мнению, какой местный объект может быть так же интересен художникам в будущем и что отличает Тюмень от других уральских городов?

— Миллион зацепок и историй. Например, вода. Сейчас я еду в Индию на биеннале современного искусства, где главной темой будет именно вода, потому что город стоит на реке. А что с Тюменью? В Тюмени потрясающая река. И это может стать одной из тем.

Вопрос ведь в том, как историю подавать и развивать. В Екатеринбурге мы когда‑то сидели и думали, что можно сказать о городе: он стоит на границе Европы и Азии, здесь убили последнего царя и родился первый президент России. А что еще? Важно раскрепостить мышление и понять, что собой представляет твоя территория и как о ней стоит говорить. Конечно, важно приглашать как можно больше людей к разговору об этом. Современное искусство дает совсем другую картину мира: это как взгляд со стороны (которого часто не хватает), это возможность осознать свою ценность, которая для тебя уже стала повседневностью.

К примеру, было много разговоров вокруг вашей бани. Объект уникальный, но он как‑то не получил никакого применения. А из него можно сделать мегаобъект. Как и из реки, из промыслов, из археологии. Где ни копни — повод для художников создавать новые миры и говорить современным языком.

Алиса Прудникова: Я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени

— В Тюмени появилась выставка современного искусства, приезжают эксперты, которые рассказывают об этом, у биеннале есть посетители. Не хватает только одного компонента — современного тюменского художника.

— Это процесс: художника создает среда. И пока ее нет, только появившийся художник уезжает из города в следующую минуту, как он осознает себя творцом и чувствует желание учиться и реализовываться в этой сфере. Пока в Тюмени нет инфраструктуры, чтобы заниматься современным искусством. Если ты художник, если хочешь в этом поле жить, тебе нужно окружать себя людьми, с которыми можно говорить, обсуждать свои проекты и работы.

В Тюмени прекрасная университетская среда, куча молодежи, но вопрос в художественной самоорганизации. Это важный момент, который, возможно, еще не наступил.

Я уверена, что в городе есть инициативные люди. Не бывает пустоты. Только нераскрытые возможности. И в этом смысле мы неслучайно появились в Тюмени: здесь можно создать по‑настоящему творческую среду. Созданы все предпосылки, чтобы это выстрелило. Да, я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени.

— Для этого должен появиться человек, который возьмет на себя ответственность?

— В чем функция государственного центра современного искусства — мы даем некую поддержку и экспертизу. Но это история не о том, что за вас кто‑то что‑то сделает, а о том, что есть платформа и опыт многих людей, которыми можно пользоваться. И уже после решить, что нового можно сказать. И это вопрос уже к вам, тюменцы.

Алиса Прудникова: Я суперпозитивно смотрю на развитие искусства в Тюмени

— Что отличает современных художников на Урале?

— Я сейчас занимаюсь развитием региональной сети в РОСИЗО и вижу, что у каждого региона свое лицо, свои современные художники. В Екатеринбурге — это невероятные опыты с городской средой Тимофея Ради. Он делает наш город глобальным пространством для высказывания. Он создал образ Екатеринбурга для всего остального мира благодаря своей необычной работе со стеной. Огромное количество стрит-арта по всей России, но Тимофей Ради один такой, и он уральский. И он, соответственно, является своеобразным брендом нашего искусства.

Или группа художников «Куда бегут собаки». Люди с невероятным мышлением, видением реальности и современной ситуации и ее бесконечного абсурда. Невозможно оставаться равнодушным к их произведениям, потому что они находят удивительную метафору действительности, которая нас окружает. И неважно, Урал это или не Урал. Важно то, что это создается здесь и сейчас. И после узнается во всем мире. И меня невероятно вдохновляет, когда мировой конкурентоспособный продукт создается в Красноярске, Екатеринбурге или Тюмени.

_Напомним, в январе в музейном комплексе прочитают еще три лекции. 11 января выступит композитор, теоретик искусства Владимир Раннев. Тема его лекции уточняется. 18 января рассказывать о том, что такое перформанс, будет сотрудник музея Москвы Кирилл Алексеев. 21 января директор кураторского агентства «Sparta» Лиза Савина поделится опытом, как смотреть на современное искусство и не испытывать чувства неполноценности._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области фестиваль национальностей вышел на новый уровень благодаря гранту губернатора
В Тюменской области фестиваль национальностей вышел на новый уровень благодаря гранту губернатора
Полученные средства позволили изготовить баннеры, материалы и детские национальные костюмы.
#национальности
#фестиваль
#село
#школа
#культура
#народы
#Тюменская область
#тк
В Тюмени многодетные семьи разных национальностей познакомились с культурой друг друга
В Тюмени многодетные семьи разных национальностей познакомились с культурой друг друга
Интерактивная программа объединила представителей нескольких поколений.
#национальности
#фестиваль
#Роман Рзаев
#культура
#Тюменская область
#тк
Осторожно: перед Днем матери в Тюменской области активизировались мошенники
Осторожно: перед Днем матери в Тюменской области активизировались мошенники
Женщинам сообщают, что им направлен подарок.
#мошенники
#день матери
#афера
#новости Тюмени
#тк
Синоптик объяснил, почему климатическая зима в Тюмени постепенно "скукоживается"
Синоптик объяснил, почему климатическая зима в Тюмени постепенно "скукоживается"
Ее продолжительность сокращается за счет ноября и марта.
#погода
#зима
#синоптик
#прогноз
#новости Тюмени
#тк
В ялуторовском музее собрали ценнейшие экземпляры старинной мебели
В ялуторовском музее собрали ценнейшие экземпляры старинной мебели
В начале XIX века в мебели преобладает стиль ампир.
#музей
#мебель
#экспозиция
#Ялуторовск
#Тюменская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять