После карантина: какие изменения произойдут в российских вузах в новом учебном году : Образование : Вслух.ру : Новости Тюмень

После карантина: какие изменения произойдут в российских вузах в новом учебном году

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал в Госдуме: как учебные заведение прошли стресс-тест и какие выводы сделаны.
Новости > Образование

В Государственной думе состоялся «правительственный час» с Валерием Фальковым. Министр науки и высшего образования рассказал о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях. Публикуем основные тезисы, озвученные главой ведомства.

Как пройден стресс-тест

В 2020 году вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса: переходом на дистанционное образование.

«Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайно ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей», - говорит Фальков.

Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям.

«Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. И надо отметить, что во многом благодаря усилиям преподавателей большинство студентов в целом положительно оценили уровень преподавания в этих непростых, надо прямо сказать, экстремальных условиях, - отмечает глава министерства. - Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить самое главное – чувство стабильности для студентов и преподавателей».

Опыт работы университетов «на удаленке» показал не только возможности цифровых технологий, но и их многочисленные ограничения. Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса. Ситуация показала самое главное – ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Далее стало абсолютно понятно, что новые формы самостоятельной работы студентов требуют новых методов и педагогической поддержки. Наконец, требуется пересмотр подходов контрольно-надзорной деятельности.

Поэтому стало необходимо создание системы поощрения мотивации педагогов, которая активно включается в проектирование использования новых цифровых ресурсов и практик.

«Безусловно, сегодня для нас с вами очевидно, что дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и предлагать, тем более, его в качестве единственной альтернативы. Ни в коем случае не должна речь идти о полной замене одной системы на другую», - подчеркиваетминистр.

Итоговая аттестация в вузах

Дипломы о высшем образовании в 2020 году получили 550  тысяч студентов очной формы обучения.

«Принципиальное решение в этой части, реализованное вузами, состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы – защиты диплома или в виде запуска собственного стартапа, и ряд вузов воспользовались этим правом, - говорит Фальков. - Опять же благодаря самоотверженным усилиям преподавателей в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью. Но российская система высшего образования с данным вызовом, в целом, справилась».

Работа для студентов

Министерство совместно с молодежной общественной организацией «Российские студенческие отряды» организовало трудоустройство 42 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Более 10 тысяч бойцов студенческих отрядов приняли участие во всероссийских и межрегиональных стройках, более 2500 человек отработали в медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медперсонала.

Заметно проявили себя и студенческие сельскохозяйственные отряды. А студенты-педагоги применили профессиональные навыки в рамках организации летнего отдыха детей. И, что очень важно, работа студентов в студенческих отрядах, будет учтена при прохождении учебных практик.

«Отдельно хотел бы вас проинформировать о том, что впервые в этом году стартовала программа по привлечению выпускников, выпускников этого 2020 года, на исследовательские позиции в университеты и научные организации», - говорит Фальков.

Приемная кампания 2020 года практически закончилась

На очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 620 тысяч студентов. В настоящее время продолжается прием на заочную форму, ряд вузов проводит дополнительный прием. Но в основном эта кампания завершена, и, что важно отметить, абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно.

Поступающие подавали заявления о приеме в вуз с приложением всех необходимых документов онлайн, и в этом году мы впервые использовали централизованный сервис «Поступление в вуз онлайн». Более 20 тысяч выпускников воспользовались этим сервисом.

«Я хотел бы отметить, что количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось. Несмотря на то, что количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ, было меньше. Более того, средний балл ЕГЭ, что особенно приятно отметить, во многих регионах, в региональных вузах заметно повысился. При этом традиционно большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела», - говорит министр.

Дополнительная поддержка абитуриентов

В качестве меры социальной поддержки дополнительно выделено11 500 бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет отдавался в этом году региональным вузам.

«Регионы, в частности, получили более 9,5 тысяч дополнительных мест, это почти 84%. В результате общее количество бюджетных мест для поступления в университеты выросло по сравнению с 2019 годом на 17 тысяч, и, как итог, была обеспечена доступность высшего образования на 60% для выпускников средних школ», - говорит министр.

В дополнение к этому нельзя не отметить, что для сохранения доступности качественного высшего образования по инициативе президента страны была расширена программа льготного образовательного кредитования. Речь идет о снижении процентной ставки по таким кредитам до 3% и увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.

В 2020 году стоимость платного обучения сохранилась на уровне 2019 года

Рекомендации по COVID-19 показали свою эффективность

«В июле совместно с Роспотребнадзором были разработаны специальные рекомендации, и учебный год в абсолютном большинстве вузов для миллионов студентов начался 1 сентября в традиционном формате при соблюдении мер санитарной безопасности, – говорит Фальков. - На сегодняшний день данные меры доказывают свою эффективность. 719 вузов из 724 открыли свои двери для студентов, еще 5 вузов начнут работу в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет, 5 вузов негосударственных. При этом, по нашим данным, а мы ведем ежедневный мониторинг, массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях не зафиксировано».

Напомним, что студентам на входе измеряют температуру, вузы обеспечивают их фирменными многоразовыми масками с логотипом учебного заведения.

Поддержка инициатив и инфраструктура с круглосуточным доступом

С переходом вузов «на удаленку» выяснилось, что формальные молодежные структуры сразу же прекратили свою активность. И напротив, те студенческие организации и клубы, где есть лидеры, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность, и это было чрезвычайно важно в условиях пандемии.

Ключевой выход был найден в организации волонтерской деятельности.

«Важной особенностью работы волонтеров в этот период стал упор на профили их обучения. По существу это было обучение на практике: волонтеры-медики практиковались в оказании медицинской помощи, волонтеры юристы и психологи – в области консультирования, особенно психологи, студенты технических специальностей работали «цифровыми волонтерами», - отмечает Фальков.

В вузах планируют создавать условия для реализации потенциала студентов, поддерживать инициативы.

«Наряду с волонтерством, развитием студенческих клубов, мы будем более активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства, - говорит министр. - Для этого, конечно, должна быть соответствующая инфраструктура: открытые пространства для коллективной работы с доступом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Это, конечно же, переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения реализовать свой потенциал».

О Программе стратегического академического лидерства

«В условиях пандемии мы переосмыслили многие подходы к развитию высшего образования и науки, оценили будущие вызовы, - подчеркивает Фальков. - И, исходя из этого, опираясь на лучшие практики прошлых лет, мы предлагаем в этом году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций с горизонтом до 2030 года. Мы называем этот проект – Программа стратегического академического лидерства».

Фальков пояснил, что в нём обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные.

«Мы провели огромную работу, согласовали этот проект и обсудили его на площадке Российской академии наук, Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны. Приоритетным для нас является создание возможностей для реализации и развития талантов»,- резюмировал Валерий Фальков.

Источник: minobrnauki.gov.ru.

Еще по теме:

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description