Основная масса среди тех, кто гибнет и калечится, - молодежь.
Почему молодежь гибнет на дорогах: от незнания, отсутствия опыта или желания пофорсить? Это попытался понять начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин на встрече со студентами Института транспорта нефтегазового университета в Тюменской областной научной библиотеке 26 ноября. Встреча проходила в рамках акции «Живи по правилам».
Геннадий Лоточкин привел неутешительную статистику: с начала 2015 года на дорогах Тюменской области погибли 200 человек, зафиксировано три тысячи ДТП, в которых пострадали более четырех тысяч человек. В последнее время, по словам Геннадия Лоточкина, удалось снизить количество погибших в ДТП, но ситуация еще остается очень сложной. По мнению начальника областной Госавтоинспекции, проблема кроется в автошколах, где не в полной мере даются знания будущим водителям.
По российской статистике каждый из начинающих водителей попадает в ДТП с механическими повреждениями и с пострадавшими. Геннадий Лоточкин уверен, что наши автошколы в принципе учат неправильно. Они готовят кандидатов в водители к экзамену, а не к реальной жизни на дорогах. По его словам, у студентов отличная память, они быстро запоминают нужные варианты ответов и легко сдают экзамены, не понимая сути вопроса и ответа. Зубрежка билетов в итоге приводит к печальным последствиям. Поэтому нужно кардинально менять систему подготовки, передав обучение из частных рук в государственные учреждения.
В свою очередь, по мнению присутствовавшего на встрече заместителя заведующего кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» ТюмГУНГУ Сергея Яркова, форма собственности и размеры школы не влияют на качество подготовки водителей. Все автошколы могут обучать качественно, проблема лишь в самих кандидатах и том, чего они хотят от занятий — сдать экзамен, получить права или научиться ездить так, чтобы не попадать в аварии.
«Считаю, что у нас неверно подходят к выбору школы, — заметил Сергей Ярков. — Выбирать нужно ту, где труднее учиться и сложнее сдать экзамен. Туда и нужно отправлять своих детей».
По словам руководителя байк-клуба «Liferoad» Владимира Шевченко, чей водительский стаж составляет более 35 лет, в автошколах не учат нарушать правила, садиться пьяным за руль, не пристегиваться ремнем безопасности. Многое зависит от конкретного человека, от его семьи, от воспитания.
По мнению студента Кирилла Зайцева, проблема опасного поведения на дорогах кроется в видеоиграх, фильмах о безумных гонщиках. «В детстве я сам играл в игру, проезжая по пяткам пешеходов, — вспомнил Кирилл. — Сейчас повзрослел и понимаю, что это было неправильно. Может, нам стоит ограничить доступ к таким играм и почаще объяснять родителям, к каким последствиям приводят такие увлечения?»
На тему — понимают ли вообще что-нибудь родители? — Геннадий Лоточкин привел несколько примеров из жизни молодых тюменских автомобилистов. Так, в одном из случаев инспекторы гнались за неостановившимся по требованию водителем вплоть до его дома. Его успели перехватить в подъезде, когда он уже собирался открывать дверь. На шум вышли родители и начали заступаться за пьяного сынка, к ним еще потом присоединился дед, который тоже пытался отбить внука. Никто из родных даже не задумался о том, что садиться пьяным за руль — это не просто нарушение, а преступление, потому что пьяный быстро становится убийцей. В этом мы уже не раз убеждались.
Встречи с молодежью продлятся до конца года, и, надеемся, позволят хоть как-то изменить ситуацию на дорогах и сознание автомобилистов.