Dipol FM | 105,6 fm

Тюменский инженер знает, как выгрузить из машины любой груз без крана

Зульфия Фесун внедряет новый механизм для грузовиков, который позволит обойтись без манипуляторов.

Грузовые автомобили смогут разгружать себя сами — им не понадобится даже манипулятор. В этом уверена тюменский изобретатель Зульфия Фесун. О своей разработке инженер рассказала корреспонденту «Вслух.ру». Надо сказать, что изначально мы были настроены скептически, несмотря даже на наличие патента. Однако Зульфию это ничуть не смутило. Судя по всему, к такой реакции она уже привыкла.

Вместо крана — стойки и тросы

Зульфия Фесун много лет проработала инженером по буровым растворам, инженером по бурению на месторождениях в Тюменской области и в других регионах, в том числе в Иркутской области, в Башкирии. Она уверенно начала рассказывать о своем изобретении и показывать на схемах. Звучит убедительно!

Тюменский инженер знает, как выгрузить из машины любой груз без крана

Суть в том, что в кузове грузовика по бортам монтируются стойки с направляющими. Грузовик дополнительно комплектуется выдвижными стойками, предназначенными для загрузки и выгрузки. Груз на платформе перемещается по тросам с помощью электрической или ручной лебедки. Сразу возникает масса вопросов. Например, как обычная лебедка с усилием до 1-2 тонн может вытащить контейнер весом 25 тонн?

«А вы не задумывались, как с помощью тонкого шнура без особых усилий перемещаются шторы по гардинам? — парирует изобретатель. — Потому что основной вес штор приходится на гардины».

На изобретение натолкнул пояс от плаща

Зульфия Фесун объяснила и самое главное, что является сутью ее изобретения — как будет подниматься груз.

«Представьте себе плащ, — говорит Зульфия. — Без пояса он длиннее, а как только вы затянете пояс, плащ сразу станет короче. Идея как раз и пришла в голову, когда я выбирала ребенку одежду. Груз точно также поднимается с помощью тросов на заданную высоту. Только кажется, что механизм выглядит очень сложным. На самом деле это оборудование займет меньше места, будет в 5-7 раз легче и гораздо дешевле, чем устанавливать кран-манипулятор.

Кроме того, не стоит забывать о том, что у манипулятора есть ограничения по весу. Сам он довольно тяжелый, и его постоянно приходится возить с собой, брать на борт меньше груза, чем может взять такой же грузовик без КМУ (без манипулятора, — прим. авт.). Есть у манипулятора еще один существенный минус — он не может загружать и выгружать трубы, длинные бревна. А с этим механизмом выгрузка и легче осуществима, и более безопасна (особенно в стесненных условиях, допустим, под проводами), кран не нужен. Я работала на Севере, видела, насколько сложно произвести разгрузку при прокладке трубопроводов: под кран нужно отсыпать площадку, укрепить ее, чтобы кран не съехал в яму или на бок, из-за его веса и неравномерности (потому что у него основная нагрузка) неравномерно распределена (на конце стрелы). А для моего устройства отсыпка нужна минимальная, чтобы было куда трубы положить.

Тюменский инженер знает, как выгрузить из машины любой груз без крана

Под колеса достаточно «башмак противооткатный» (тормоз) подставить, чтобы грузовик при разгрузке не покатился, и все. Рассказывала о своем устройстве крановщикам, люди с большим опытом, бизнесмены с горечью отмечают: «Это ж сколько людей без работы останется». Между тем на любой стройке аренда крана — это большие затраты".

Не только для перевозки грузов

Помимо манипуляторов грузовики, чаще продуктовые (особенно импортные), оснащают гидробортом. Такие устройства удобны для разгрузки продуктов питания. Но гидроборт не поднимет и не опустит на землю тяжелый груз. Есть и другая проблема — по статистике, зимой во время морозов гидравлика работает намного медленнее.

«Устройство „поднятие стяжением“ можно использовать не только при перевозке грузов, — продолжает Зульфия. — У меня уже есть патенты „Способ очистки бурового раствора“ и „Способ извлечения груза из емкости“ для очистки извлечения шлама из емкостей. Чаще всего его убирают лопатами — работа тяжелая и опасная. Устройство работает по такому же принципу плаща и пояса. Все расчеты делала во время вахты, будучи инженером на буровой. Емкости по форме схожи с кузовом рефрижератора. Это я уже потом поняла, что это же устройство можно использовать и на транспорте».

И все-таки сомнения в том, что это устройство «поднятие стяжением» будет работать, остаются. Как говорится, лучше один раз увидеть. Но пока у Зульфии нет прототипа, нет и действующей модели, на которой можно наглядно показать принцип действия системы тросов, стоек. Как все это поднимается и опускается при минимальных усилиях.

Действующую модель обещают показать в мае этого года

Прототип в натуральную величину изобретатель планирует создать уже в мае. Сначала будет использовать прицеп, потом перейдет на грузовые машины. Говорит, что готова заключить договор какой-нибудь транспортной компанией и составить протокол испытаний. Обращалась в том числе на «КамАЗ», в Иркутскую нефтяную компанию. Ведутся переговоры с Государственным аграрным университетом Северного Зауралья.

Зульфия работает над проектом вместе с единомышленниками. У них уже строится цех в Вагайском районе, чтобы в мае перейти от теории к практическим испытаниям. Ждем прототипа и первых результатов испытаний.

Мы обратились за комментарием к нескольким экспертам с высшим техническим образованием, знакомым с изобретением. Прямых ответов мы не услышали. Смысл высказываний сводится к тому, что раз патент есть, значит эта схема погрузки-выгрузки должна работать, а для внедрения потребуются длительные испытания.

Фото автора

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!