Dipol FM | 105,6 fm

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

Учиться вождению в Тюмени меньше не стали, хотя вариантов поубавилось.

Четыре месяца прошло с момента введения новых правил подготовки водителей, которые отсеяли более половины автошкол, работавших на тюменском рынке. О неожиданных сентябрьских «каникулах», которые выдались у учебных заведений, мы уже писали ранее на нашем сайте. Однако теперь в Тюменской областной думе решили разобраться, что изменилось за прошедшее время, и посветили собрание дискуссионного клуба «Нулевое чтение» данной теме. На встрече, которая состоялась 15 декабря, побывал и корреспондент «Вслух.ру».

Минус две трети рынка

К началу сентября в тюменской области действовали 67 автошкол, на сегодняшний же день госавтоинспекция выдала только 26 положительных заключений по итогам исследования их материально-технической базы. О том, что оказалось не под силу «малышам» образовательного рынка, рассказал начальник регистрационно-экзаменационного отдела УГИБДД УМВД РФ по Тюменской области Александр Архипов.

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

По словам начальника отдела, часто инспекторов вызывают на авось. Руководители автошкол либо не утруждают себя чтением требований к автодромам и программам обучения, либо надеются, что что-то ускользнет от внимания ГАИ. «Инспектор приезжает в автошколу, а проверять там нечего, — пояснил Архипов. — Это добавляет работы полиции. Два-три раза уже, бывало, приходилось выезжать в одну и ту же организацию».

Основные претензии у ГАИ — к учебным автодромам. Их либо нет вовсе, либо они находятся в ненадлежащем состоянии. «На автодроме должно быть организовано движение согласно действующим ПДД, установлены знаки, покрытие должно быть качественным», — настаивал Александр Архипов.

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

Но даже это не главная проблема. Дело в том, что суммарно площадей тюменских автодромов на все автошколы не хватит. И если раньше крупные учебные организации сдавали свои площади в аренду мелким, сейчас, по новым программам обучения, делать этого они не смогут. «Крупным автошколам приходится расторгать договоры с мелкими, поскольку им не хватает времени для обучения своих курсантов», — отметил начальник регистрационно-экзаменационного отдела.

Ситуацию подтвердил генеральный директор УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин. На автодроме «Автомобилиста» теперь будут обучаться курсанты не 11 автошкол, как это было до принятия поправок, а шести. Но это, в общем-то, не плохо.

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

«Самая распространенная программа подготовки водителей — категория „B“. Сложнее эта программа не стала. Добавились часы вождения, увеличилась на 28 часов теория. Минимальная площадь автодрома теперь 24 сотки. Это вполне подъемно, никаких проблем нет, — считает Шукшин. — Дело в том, что до 12 августа автошколы работали по тем же требованиям, за исключением небольших дополнений, которые появились в новых программах».

Качеством, а не количеством

Такое сокращение предложения, тем не менее, полностью удовлетворяет спрос тюменцев, уверены участники круглого стола. Дело в том, что крупные игроки рынка, на которых приходилась основная масса курсантов, первыми получили разрешения. Им потребовалось, максимум, подравнять асфальт на автодромах.

Ежемесячно в Тюмени выдается около 600 водительских удостоверений, сообщил Александр Архипов. Речь идет именно о первичной выдаче, без обмена прав и повторного получения при утере важного документа. «Сейчас наблюдается небольшое снижение, но оно незначительное, — подчеркнул он. — Это связано с тем, что учебные организации, выпускавшие наибольшее количество учеников, остались в строю. Процент маленьких организаций в общей сумме небольшой».

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

То, что с рынка ушли автошколы-однодневки, по мнению заместителя председателя Тюменской областной думы Геннадия Корепанова, — отличная возможность для серьезных организаций повлиять на культуру вождения, утраченную в начале 90-х.
«20 лет назад передав в частные руки подготовку водителей транспортных средств, государство практически не отрегулировало требования к автошколам. Сегодня мы должны привести в соответствие все, что было утрачено, — уверен он. — Новые правила по подготовке водителей предусматривают увеличение как теоретических, так и практических часов обучения. Предъявляются требования к кадрам. Главное — повысились требования к материально-технической базе».

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

Корепанов напомнил, что до принятия новых правил нормальная цена за обучение складывалась в районе 25 тыс. рублей, но некоторые школы опускали ее до 9-15 тыс. «Я думаю, что сегодня такие липовые школы просто не сумеют предъявить столь низкие цены. Граждане должны понимать, что за такую смешную цену вряд ли можно качественно подготовить водителя», — отметил зампредседателя областной думы.

Демпинг был, есть и будет

Жаловаться на заниженные цены тюменским автошколам не стоит, посоветовала кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики, организации управления и производства ТюмГНГУ Елена Корякина. Дело в том, что демпинг — одна из простейших стратегий выживания бизнеса. А пытаясь установить минимальную планку где-нибудь в районе 25 тыс. рублей, школы вступают в ценовой сговор. В этом, кстати, тюменские антимонопольщики их уже уличали.

«Демпинг никуда не денется. Это один из механизмов выживания в бизнесе, — заверила Корякина. — Государство, конечно, должно следить за ценами, их нужно изучать. Но сейчас организации, которые поднимут цены, столкнутся со снижением спроса. И один из простых способов решить данную проблему — демпинг».

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

Генеральный директор УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин добавил, что ценники на рынке выросли не слишком сильно. «Ситуация по ценам практически не изменилась. Школы, которые раньше демпинговали, сегодня снова уменьшили ценник. Они работают по стоимости, которая определялась старыми программами, — заверил Шукшин. — Демпингуя, они не выполняют программу по количеству часов вождения. Такие автошколы выдают 2/3 от норматива, уходят от налогов, не платят пенсионные отчисления, максимально занижают зарплату. Они выживают, делая большие объемы». Приличной автошколе на такое решиться никак нельзя".

Геннадий Корепанов все же надеется, что со вступлением в силу новых правил вопросы ценообразования станут более понятными. «Организации, которые хотят работать на рынке, должны сделать очень многое. Если школа и раньше работала по правилам, ей не надо приобретать автодром, тренажеры, повышать квалификацию преподавателей. Если же у школ ничего не было, а сейчас нужно все разом приобрести, они, конечно, призадумаются: а смогут ли выжить в таких условиях? Автошкола не будет работать себе в ущерб и предлагать услуги ниже себестоимости», — считает он.

Липовые автошколы останутся без лицензий

К сожалению, во всей этой истории пострадали не только владельцы небольших автошкол, но и доверчивые горожане. Дело в том, что недобросовестные предприниматели, не получив заранее разрешение на работу от ГАИ, начали прием групп курсантов. Кому-то они пообещали, что разрешение будет уже буквально на днях, кого-то заверили, что отказать в сдаче экзамена в ГАИ не смогут.

«Еще как смогут! — констатировал начальник регистрационно-экзаменационного отдела областного управления госавтоинспекции Александр Архипов. — Те учебные организации, которые набрали группы до 12 августа, имели право выпуститься, а мы обязаны были принять квалификационный экзамен. Но некоторые организации решили набрать себе и последующие группы, не дожидаясь получения разрешения от ГАИ, — сообщил он. — В отношении двух организаций в прокуратуре уже возбуждено производство по факту нарушения законодательства. К сожалению, к нам довольно часто приходят курсанты автошкол, которые говорят, что учатся в определенной организации, но разрешения у нее нет. Они спрашивают, что им делать? В первую очередь — написать заявление в прокуратуру».

Курсанты, отучившиеся в «нелегальных» автошколах, по окончании обучения не смогут зарегистрироваться в группы для прохождения экзамена в ГАИ. Уже более 20 тюменцев столкнулись с такой проблемой.

Стоит попробовать, по мнению участников дискуссии, обратиться к руководителям таких образовательных учреждений с требованием вернуть денежные средства, поскольку услуги оказывались ненадлежащего качества.

Такая предпринимательская «находчивость» может грозить автошколам даже лишения лицензии, настоял заместитель директора департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области Антон Богданов.

Автошколы заработают по-новому, но демпинг никуда не денется

«Организация, которая желает проводить обучение водителей, должна иметь образовательную лицензию и заключение госавтоинспекции на соответствие программы подготовки, — напомнил он. — Если инспекторы департамента установят факты подготовки водителей без этого документа, будут приниматься необходимые меры. Возможно приостановление и аннулирование образовательной лицензии».

В рамках свободного микрофона уже в конце встречи участники подняли еще один интересный вопрос: а ради чего вообще затевалась реформа автошкол? То есть, никто не сомневается, что это потенциально повысит качество обучения курсантов, но настолько ли плохо их учат сейчас?

Оказывается, процент аварий на дорогах по вине водителей со стажем до трех лет, по статистике, которую ведет ГИБДД, действительно растет ежегодно. Но в процентном выражении от общего числа ДТП таких случаев всего 15-18%. Вот за эту небольшую долю и бьются совместно крупные российские автошколы, их ассоциации и правительство.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.