Согласовывать новые программы обучения в областном УГИБДД автошколы не спешат. Многим, наверняка, дешевле закрыть предприятие, чем выполнить все требования.
_Уже месяц прошел со вступления в силу приказа Минобрнауки, утвердившего новые программы профессионального обучения водителей различных категорий. Нормативы буквально парализовали работу российских автошкол, ведь набирать новые группы курсантов те смогут только после согласования своих учебных программ в ГИБДД. Корреспондент «Вслух.ру» решил выяснить, кто же будет учить автолюбителей в Тюмени и сколько это будет стоить_.
Образовательная пауза
=====================
Новые программы придется согласовывать в автоинспекции, а это значит, что Тюмень ждет масштабная проверка автошкол. Пройдет она в заявительном порядке, но согласовывать программы обучения в УГИБДД автошколы не спешат. Многим, наверняка, дешевле закрыть предприятие, чем выполнить все требования.
Как сообщили «Вслух.ру» в УГИБДД по Тюменской области, в настоящее время программы обучения согласуют восемь автошкол. После этого им предстоит пройти инспекторскую проверку. Такой путь успела проделать только одна автошкола, но и она пока не имеет права преподавать — дано время на устранение нарушений.
Для понимания масштабов образовательной паузы, которая наступит в сентябре, стоит отметить, что всего в нашем городе действуют более 40 автошкол с сотней филиалов.
То, что многим придется уйти с рынка, подтверждает и начальник областного УГИБДД Геннадий Лоточкин. В беседе с корреспондентом «Вслух.ру» он отметил, что в серьезных раздумьях сейчас находятся даже старые предприятия. «Многие автошколы, которые более пяти лет оказывали услуги по подготовке водителей, после того как мы начали их обследовать в связи с появлением новых методик, отказываются от обучения. Потому что у них все плохо — нет автодромов, оборудования», — признал он.
Самые строгие требования инспекторы предъявят к автодрому. Теперь место, где будущие участники дорожного движения осваивают базовые навыки управления автомобилем, должно иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Это значит, что, как минимум, автошколам придется отремонтировать покрытие на своих автодромах. На автодроме должны быть оборудованы перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, установлены дорожные знаки. Но сделать это, кажется, не так сложно, как отремонтировать покрытие.
Программа подготовки водителей категории «B» теперь составляет примерно 190 часов. Помимо привычных навыков управления и правил дорожного движения будущие автолюбители научатся этическим основам дорожного движения, эффективному общению, профилактике конфликтов и саморегуляции.
По итогам обучения курсанты должны уметь оказывать первую помощь, знать наизусть состав автомобильной аптечки. Такие навыки получались ими в автошколах и ранее, но, по личному опыту, на это хватало одного занятия с приглашенным медицинским работником.
Автошколы молчат
================
Чтобы разобраться во всех тонкостях новой программы обучения, которые не заметить невооруженным глазом, мы решили обратиться за помощью к тем автошколам, которые в данный момент согласуют их в областном УГИБДД.
Замдиректора по учебной части автошколы «ВОА» Иван Халманских пояснил нам, что если сейчас на автодромах и можно увидеть курсантов, то все они из августовского набора. В сентябре автошкола набор пока не объявляла. «Требования уже определились, с ними можно ознакомиться, но сказать, сколько займет процесс согласования, — сложно», — подтвердил он.
Как считает Халманских, срок обучения водителей категории «B» на самом деле увеличится ненамного. Разговоры про полгода — это слухи. Однако точно называть количество месяцев, которое проведут курсанты за партами и на автодромах, завуч автошоклы не стал, как, впрочем, и прогнозируемую стоимость обучения.
«Стоимость обучения однозначно возрастет, — уверен Иван Халманских. — Это связано с тем, что самые серьезные изменения появились в требованиях к учебно-материальной базе автошкол. Придется попотеть и вложиться, чтобы новые программы прошли все проверки и было закуплено оборудование. У нас что-то уже есть, что-то докупаем. Оборудовать автодром будет затратнее всего».
Представители других городских автошкол о новшествах говорят не так охотно. Все подтверждают, что в сентябре, видимо, учить никого не будут, а там посмотрят. Впрочем, по поводу цены и времени обучения все становится более-менее понятно. Если школам удастся согласовать программы, учиться курсанты категории «B» будут около трех месяцев вместо двух, стоить это будет на 30% дороже, чем до нововведений. Если средний ценник в начале лета составлял около 20 тыс. рублей, значит новая цена — около 27 тыс.
Администратор одной из автошкол согласился побеседовать с нами на условиях анонимности. По его мнению, новые программы просто перегружены лишней информацией, абсолютно никак не влияющей на качество подготовки курсантов.
«Обучение в автошколе теперь можно сравнить с получением профессии „Водитель“ в каком-нибудь среднем специальном учебном заведении. Лишнего напихали в программу, — уверен наш собеседник. — На 30 часов увеличился теоретический курс, на 6 часов — вождение. Учиться сейчас будут не 2, а 2,5 месяца».
По его мнению, автошколам потребуется вложить много денег. «Можно купить интерактивную доску, которая стоит 130 тыс., или целый комплекс, который стоит еще дороже, но это необязательно, ведь достаточно и простых плакатов. Нам, чтобы докупить новые элементы, которых не хватает, потребуется 30−40 тыс. рублей. Но вот с автодромами все сложнее, к ним предъявляются жесткие требования, — сказал нам администратор автошколы. — Территория должна быть своя, на ней должны быть все элементы, горка. Плюс, еще и к покрытию появились требования. Представляете, что такое переасфальтировать 24 сотки? У нас есть проблемы с горкой, небольшие, но заасфальтировать 40 метров участка шириной в 4 метра обходится больше чем в 100 тыс. Даже не заасфальтировать, а починить асфальт».
Ясно, что эти затраты падут на плечи учащихся. Стоит учесть, что ценник скорректируется, когда станет известно, сколько автошкол останется на рынке. Поток желающих уменьшится вряд ли, даже увеличение стоимости на 7 тыс. рублей — не критичное для потенциальных владельцев личного автотранспорта. Смогут ли автошколы качественнее учить огромный поток курсантов при снижающейся конкуренции — вопрос спорный.