Эксперты предрекают сокращение части неэффективного управленческого персонала на крупных предприятиях.
Цифровизация нефтегазового сектора — тема для отрасли не новая: который год она представлена в качестве отдельной секции на Тюменском нефтегазовом форуме. Однако в новых условиях, стремительно «оцифровавших» практически все сферы нашей жизни, получила новый импульс и существенное ускорение.
В условиях резкого снижения спроса на нефтепродукты и обвала цен на нефть одной из основных задач отрасли становится сохранение конкурентоспособности, где цифровизация играет большую роль: производители стремятся ускорить обработку информации, чтобы оперативнее принимать решения.
«Клиентов интересуют решения, которые позволяют оптимизировать работу здесь и сейчас», — отметил на онлайн-конференции заместитель генерального директора, коммерческий директор компании «Цифра» Михаил Аронсон на онлайн-конференции «Цифровая трансформация ТЭК: от стратегии к тактике» 28 мая.
При разработке цифровых решений на производстве крайне важен бизнес-результат: максимальная эффективность с минимальными ресурсами, вторит Аронсону вице-президент по цифровым решениям Baker Hughes в России и СНГ Антон Мельник. В качестве примера он приводит обследование факельной колонны: на этот процесс обычно требуется 2−3 человека и в среднем 7 дней, а с помощью робота процесс займет не более 4 часов. Роботизация производств является одним из направлений компании Baker Hughes. Роботы с помощью ИИ могут позиционировать себя в пространстве: имеют термо- и ультразвуковые сенсоры, могут анализировать аэрохимический состав смесей — все это позволяет снизить присутствие человека на производстве и сократить время в разы.
По словам директора по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрея Белевцева, все начинается с инновационных пилотных проектов, затем они подкрепляются реализованными проектами, далее происходит изменение самой культуры, и затем уже меняются процессы. Спикер приводит такой пример: еще два года назад запуск проекта мог требовать 9−12 месяцев, чтобы формировать только подход к тому, чтоб получить первые инвестиции на реализацию проекта.
«Сегодня команда может за несколько недель „пробежать дорожку“, сформировать базовую идею, выйти на внутреннюю прецессию, получить небольшое финансирование на три месяца, сделать прототип и идти дальше. При этом мы научились формировать такие команды за срок меньше двух недель», — уверяет Белевцев.
Топ-менеджер привел реальный кейс по снижению издержек в направлении вывоза нефти с арктических месторождений. «Газпром нефть» является компанией, добывающей нефть в самых северных регионах. При формировании оптимального маршрута вывоза нефти из Арктики важно учесть множество моментов: графики отгрузок, транспортировки
Некоторые решения не несут моментального эффекта, а имеют долгоиграющий характер, информирует пресс-служба Тюменского нефтегазового форума. Как отмечает Руслан Меликов, руководитель центра интеллектуального сопровождения бурения и разработки месторождений, компания Геонафт (группа компаний «Цифра»), цифровизация — это дорогостоящий процесс в заданный момент времени. Однако в рамках жизненного цикла месторождения или нефтегазового актива — это разовое капитальное вложение, которое потом значительно снизит издержки, и повысит эффективность бурения и эксплуатации скважин. Сегодня — это десятки миллионов вложений в свой бизнес, которые позволят в будущем сэкономить миллиарды и вывести компанию на совершенно иной уровень.
Как следует из опроса Ernst & Young, после нормализации экономической обстановки более 70% топ-менеджеров во всем мире намерены приоритизировать инвестиции в цифровые технологии, а более 35% уже это сделали, пересмотрев свою инвестполитику.
Человек или «цифра»?
В условиях повсеместного распространения принципов удаленной работы перед нефтегазовыми компаниями встает вопрос формирования виртуальных центров компетенций, где сотрудники смогут эффективно взаимодействовать между собой. «Присутствие сегодня человека на производстве — больше угроза, чем польза», — заявляет Михаил Аронсон.
На предприятиях стали внимательней относиться к соблюдению требований безопасности: от контроля за использованием персоналом индивидуальных средств защиты до его трекинга по производству, исключая контакты с людьми. Как заявил Аронсон, они получили порядка 20 заказов на такие технологии контроля.
Кроме того, эксперты предрекают сокращение части неэффективного управленческого персонала на крупных предприятиях. «Интересный тренд отмечается в вертикальных иерархических компаниях, — констатирует Михаил Аронсон. — Определенный пласт руководителей после выхода из кризиса может пропасть, как следствие, структура может стать более горизонтальной».
Цифровые технологии множатся, вытеснение человека из бизнеса происходит все активней, вместе с тем растут требования к персоналу, констатирует Евгений Зайцев, ведущий пресейл-архитектор центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар».
«Чтобы быть востребованным — нужно становиться все более инновационным», — уверен спикер.
С диджитализацией процессов требуется все больше квалифицированного персонала, который Зайцев предложил нанимать на условиях аутсорсинга. Аутсорсеры удерживают таких специалистов их с помощью и зарплат, и интересных проектов. Благодаря этому в конечном итоге для бизнеса «дорогие» специалисты обойдутся дешевле.
Кроме того, отмечается тренд на взаимопроникновение компетенций: в компаниях востребованы специалисты, которые разбираются как в производственном процессе, так и в их «оцифровке», уверен Андрей Белевцев.
Таким образом, если компания хочет оставаться конкурентоспособной в современных условиях, нужно не снижать, а только наращивать темпы оцифровки бизнес и производственных процессов.
Фото: пресс-служба Тюменского нефтегазового форума