Dipol FM | 105,6 fm
92.26
99.71

Импортозамещение и ТРИЗ: на форуме «НефтьГазТЭК» обозначили главные проблемы отрасли

Нефтегазовая отрасль должна стать локомотивом и импортозамещения, и внедрения инновационных разработок.

Импортозамещение и добыча трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ) — самые актуальные проблемные вопросы сегодняшнего дня в нефтегазовой отрасли России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, которым открылся VI Международный инновационный форум «НефтьГазТЭК».

Тему поднял Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при Правительстве Р Ф. По его мнению, отечественная нефтегазовая отрасль сегодня столкнулась с тремя основными препятствиями на пути развития: западные санкции; падение цены на нефть; технологическое отставание из-за многолетней привычки «выезжать» на советском наследии.

Между тем, уверен спикер, несмотря на критические высказывания на тему того, что «нефтегазовая игла губительная для экономики страны», именно эта отрасль должна стать локомотивом и импортозамещения, и внедрения инновационных разработок. «Благодаря „сланцевой революции“ на Западе, мы понимаем, что нефть и газ — это современно и высокотехнологично. Что же вы еще хотите импортозамещать?», — задал темп дискуссии Симонов.

Одним из перспективных направлений для приложения усилий научной мысли являются ТРИЗ, актуальность извлечения которых насчитывает с десяток лет. На фоне неуклонного сокращения обычных запасов, здесь находится рычаг, способный поднять развитие нефтегазовой отрасли на новый качественный уровень, считает Игорь Шпуров, генеральный директор ФБУ «ГКЗ».

«Проблема ТРИЗ в том, что о них давно говорят, но не дают четкого определения, что это такое», — заметил докладчик, он предлагает считать ТРИЗ те запасы залежей, или частей залежей, разработка которых существующими технологиями экономически неэффективна". Причем, ключевыми словами в определении, по мнению Игоря Шпурова, являются слова «существующими технологиями».

Импортозамещение — не самое подходящее здесь слово. «Замещая импорт, мы не продвинемся в разработке ТРИЗ, — уверен спикер, — потому что ни у нас, ни в мире, практически нет технологий, которыми можно экономически эффективно разрабатывать эти запасы. Надо сосредоточиться не на импортозамещении, на на инновациях в технологии разработки месторождений». Пользуясь случаем, Игорь Шпуров дал резидентам Тюменского технопарка своеобразное задание — разработать такие технологии.

Площадок для приложения усилий — множество. Во-первых, это выработанные запасы нефти (с долей выработки 80%, и долей обводненности в 95%), на которые сегодня приходится 17% добычи в России. Проблема в том, что при высоккой обводненности добывается намного больше воды, чем нефти — примерно, 18−20 тонн воды на каждую тонну черного золота. Естественно, что себестоимость такой добычи возрастает в разы, при том, что снижение обводненности только на 1% уменьшает операционные расходы на 15%. Задача — снижение потока добываемой воды.

Другая тема — высоковязкая нефть, которую сегодня добывают, в основном, в Татарстане и республике Коми. Проблема здесь в сложности подъема ее на поверхность и в транспортировке. «Сейчас вопрос решают разбавлением высоковязкой нефти нефтью хорошей, тем самым снижая качество конечного продукта», — рассказывает Игорь Шпуров. Между тем, возможно применение других технологий — закачка горячей воды, применение электрических обогревателей и т. д. Беда в том, что в России эти технологии существуют, в лучшем случае, на уровне опытных образцов.

Большие перспективы лежат в разработке сланцевых коллекторов (запасы — 5 млрд тонн) и подгазовой зоны нефтяных оторочек (3,7 млрд тонн). Отдаленные месторождения также ждут своей разработки, для чего необходимо создание инфраструктуры. Кстати, в качестве примера успешной реализации такого проекта спикер привел Уватский район.

И, наконец, доюрские отложения нефти. Многие специалисты уверены, что под Западной Сибирью расположена еще одна «Западная Сибирь» с теми же запасами углеводородов. «К сожалению, у нас пока нет даже поискового критерия для этих запасов. Все те 50 месторождений, которые сегодня обнаружены в этом комплексе, найдены случайно, попутно», — посетовал эксперт.

На все эти моменты, считает Шпуров, необходимо обратить внимание не только науке и бизнесу, но и государству. В частности, налоговые льготы для нефтедобывающих компаний должны быть привязаны только к внедрению новых технологий. «Уверен, что при должной стимулирующей политике государства, мы можем получить минимум 100 дополнительных тонн нефти в год», — заявил он.

Тему продолжил Сергей Шатохин, генеральный директор ЗАО КК «ПРЭФИШ». Он также считает термин «импортозамещение» неудачным, поскольку под ним часто понимается простое копирование пусть и самых высоких технологий. «Говоря о внедрении инноваций, мы должны пользоваться словом «импортонезависимость», — заметил он. Между тем, основные проблемы на этом пути, по мнению Шатохина, находясь в законодательной сфере, где до сих пор не закреплен курс на создание новых отечественных технологий.

«Основная роль в разработке и внедрении инновационных продуктов должна принадлежать стартаперам, малому бизнесу», — уверен вице-президент, всполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николай Грачев. По его словам, именно так дело обстоит за границей, в частности в Норвегии, где и произошла «сланцевая революция».

В «Сколково» вопросами ТЭК занимаются около 100 проектов, из которых 30−40 уже готовы применять свои разработки на практике. Представитель фонда рассказал, что молодые ученые могут получить до 300 млн рублей грантовых средств, а также: налоговые льготы, лаборатории, консалтинг по маркетинговым и юридическим вопросам. Кроме того, в «Сколково» работает программа «Акселерация», превращающся команду ученых в успешный бизнес-проект. «Мы готовы искать проекты под конкретные запросы нефтяников, в том числе и в Тюмени», — отметил вице-президент фонда.

«Главная проблема инновационного бизнеса — достучаться до нефтегазовых компаний, они слушают, но не покупают» — прозвучала реплика из зала. «Нефтегазовые компании — это же бизнес, который должен быть эффективным», — парировал Виталий Ковалев, заместитель генерального директора по бурению ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». По его словам, компания обязательно вложится в разработку, аналогов которой на рынке не имеется, но не будет покупать продукт (пусть и импортозамещающий), только копирующий существующую технологию, да еще и по завышенной цене. Ведь часто в стоимость новой продукции инноваторы закладывают еще и стоимость создания производства.

Эксперты на пленарном заседании лишь обозначили наиболее проблемные вопросы отрасли, ответы на которых участники форум будут искать на тематических секциях и конференциях. Работа «НефтьГазТЭК» продолжится 17 сентября.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Оказалось, что у 21-летнего автомобилиста нет водительского удостоверения.
#нарушители
#ГИБДД
#улица Дзержинского
#штраф
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Мальчик рассказал, как погиб его друг.
#ДТП
#дети
#безопасность
#пешеходный переход
#велосипед
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Это стало возможным благодаря межрегиональному проекту "Освоение Сибири".
#туризм
#дети
#сотрудничество
#Тобольск
#новости Тюмени
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
29 марта телеканал «Тюменское время» покажет юбилейный выпуск программы.

#телевидение
#ток-шоу
#Вечерний хэштег
#новости Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Ребенок погиб на пешеходном переходе.
#ДТП
#дети
#ГИБДД
#безопасность
#велосипед