Dipol FM | 105,6 fm

Тюменских строителей инженерный «голод» волнует больше кризиса

Фактическая подготовка по рабочим специальностям сокращается, отмечали накануне участники круглого стола.

_Вопрос о том, кто придет на смену старой гвардии тюменских застройщиков, оказался важнее импортозамещения и финансирования. Потому что для производства отечественных стройматериалов, равно как для строительства и разумной траты господдержки, важны толковые молодые головы и умелые руки. И то, и другое в Тюменской области — в большом дефиците. Даже старая шутка о том, что не отпустим ветеранов отрасли, пока смена не подрастет, выглядела несмешно и нелепо. Уж слишком туманной и неопределенной выглядела дата прибытия профессионального подкрепления для участников круглого стола «Развитие строительной отрасли в новых экономических условиях», который состоялся в рамках выставки «Строительство и архитектура — 2015»._

Производственный взгляд на строительное образование

Вопрос подготовки профессиональных кадров поднял генеральный директор завода ЖБИ-3 Владимир Соловьев. «Чтобы научить человека теории, достаточно одной трети времени учебного процесса. Две трети времени студенты должны проходить практику, должны быть связаны с производством. Другого пути нет. Сегодня приходят из вуза специалисты, которые, может быть, и знают теорию, но не знают практики. Они понимают, как нужно работать с теодолитом, но их постоянно нужно перепроверять. Потому что могут свернуть на один градус, а это будет на два метра в сторону от красной линии. При этом все они хотят большую зарплату. Но не имея производственного опыта, человек не может работать считаться хорошим специалистом, которым олжен быть», — поделился наболевшим Владимир Соловьев.

По его мнению, такая неподготовленность выпускников приводит к массовой текучке кадров. Как производственник и член попечительского совета Фонда развития ТюмГАСУ Владимир Соловьев предложил пересмотреть образовательные процессы в профильных учебных заведениях. «30% оставьте на теорию, а 70% времени пусть они находятся на конкретном производстве: учатся работать, перенимают опыт. Тогда мы сможем получить качественные кадры», — уверен он.

Даром преподаватели время со мною тратили

Также много вопросов вызывают у производственника инновации последних лет в образовательной сфере. В частности разделение учебного процесса на бакалавриат и магистратуру. «Человек, закончивший вуз, должен чувствовать себя инженером, а не бакалавром. Кто такой бакалавр? Уже не техник, но еще не инженер? Нам нужно развивать профтехобразование, чтобы получить нужных специалистов», — выразил просьбу-пожелание Владимир Соловьев.

К сожалению, действующие в городе профильные учебные заведения выдать необходимое количество и требуемый уровень подготовки специалистов не могут. В качестве примера он привёл подготовку в Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства по специальности формовщик, на смену которой давно пришли операторы пульта управления. «У нас не та программа, по которой нужно вести обучение. Мы вынуждены формовщиков брать на работу и переучивать у себя без аттестата», — констатировал факты Владимир Соловьев.

Впрочем, все его пожелания уже учтены и содержатся в региональном плане содействия импортозамещению. Наряду с приоритетными направлениями и инновационной деятельностью в отдельный блок вынесли кадровую политику. По плану к IV кварталу 2015 года на базе вузов региона должны появиться инжиниринговые центры и производственные подразделения в кооперации с предприятиями реального сектора экономики. И что касается последних, то реальный сектор в лице строительного комплекса региона готов хоть завтра кооперироваться с вузами и учить новую кадровую смену тому, что действительно необходимо и продиктовано шагом прогресса и современными экономическими условиями.

«Десять негритят» учебного процесса

О трудностях организации учебных процессов и подготовки нового поколения производственников рассказал ректор Тюменского государственного архитектурно-строительного университета Александр Набоков. Одной из главных проблем, стимулирующих профессиональный голод на строительном рынке, он назвал сокращение числа вузов в Российской Федерации, ведущих обучение именно по строительным специальностям.

«У нас осталось всего десять высших учебных заведений, называющихся архитектурно-строительными университетами. Уже начинают готовить строителей те вузы, которые к этому процессу даже по названию не имеют никакого отношения. Если вуз по четырем из семи позиций признается неэффективным, его или закрывают, или объединяют с другим», — констатировал Александр Набоков.

Ректор признался, что вопрос о том, кто такие бакалавры, остается пока открытым. «В этом году у нас последний выпуск специалистов, у которых в дипломе будет написано «инженер», и первый выпуск бакалавров, у которых в дипломе будет написано «бакалавр по направлению строительство», — пояснил он.

К слову, современная система обучения подразумевает прикладной и академический бакалавриат, равно как и магистратура разделилась на академическую и технологическую. И над тем, и над другим учебным процессом придётся ещё поработать. Со своей стороны ректор готов совершенствовать взаимодействие с участниками строительного комплекса региона, в том числе и по организации практик для будущей кадровой смены.

В свою очередь вице-президент Союза строителей Тюменской области Владимир Калинин напомнил, что сейчас на общественные организации работодателей возложена задача по участию в разработке учебных программ и планов для подготовки не только специалистов в вузах, но и для обучения среднего и начального профессионального звена.

Рабочие специальности будут в дефиците

Директор Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства Андрей Кашкаров отметил, что начального профессионального образования, так называемой подготовки рабочих вообще нет, в регионе осталось только среднее и высшее профессиональное образование.

«Фактическая подготовка по рабочим специальностям сокращается. На базе девяти классов набрали в этом году только три группы. Сейчас идет перепрофилирование для набора на обучение на базе 11 классов. Но вы понимаете, когда у одиннадцатиклассника встает выбор идти в строительный университет или в техникум, не сложно догадаться, на каком варианте будут настаивать родители», — пояснил он.

Выход из сложившейся ситуации Андрей Кашкаров видит в подготовке специалистов по заказам от предприятий области. Что касается прохождения производственной практики, то при подготовке рабочих на базе 9 классов такая практика идёт в разрез с действующим законодательством. Шестнадцатилетним практикантам на стройке не место. «Даже тому небольшому количеству желающих получить рабочую строительную специальность мы не можем обеспечить прохождение практики в силу действующего законодательства. Да, у нас есть специальные учебные аудитории, стоит некоторое оборудование, но это техникум. А кадры должны воспитываться в производственных условиях», — посетовал Андрей Кашкаров.

Дайте земли, чтобы кадры не вышли на улицу

Директор строительной компании «Домострой» Геннадий Воронко назвал разницу кризисных настроений 2008 и 2015 годов. По его мнению, пока ни одно из предприятий строительной отрасли закрываться не планирует, но есть то, что мешает компаниям жить и работать: нехватка земельных участков.

«Я вынужден был впервые отправить на чужой объект своих рабочих. Проблема самая простая: нечего строить. Поэтому просьба от всех застройщиков: отдавать приоритет местным компаниям. Это все-таки рабочие места для наших жителей. Земли нам надо! Больше ничего не просим. Остальное построим сами», — обозначил застройщик свежую проблему кадрового рынка строительной отрасли.

Что сделано для подготовки смены?!

Подводя итоги в части подготовки квалифицированных специалистов начальник Главного управления строительства Тюменской области Сергей Шустов напомнил, что профориентации должна начинаться со школьной скамьи, а на стадии получения среднего образования должно пройти самоопределение: будет это специалист с техническим образованием — рабочие руки строительного комплекса — или же он пойдет учиться дальше в вуз и станет инженером. Он отметил, что участники круглого стола — активисты строительной отрасли региона, уже близки к тому возрасту, когда нужно будет оставить работу, а замены им пока нет.

«Не отпускать, пока не вырастет смена», — пошутил заместитель председателя Тюменской областной думы, курирующий строительную отрасль, Виктор Рейн.
«Наверное, придётся внести такое предложение, и каждый техсовет со строителями начинать с кадрового вопроса: какая вами проделана работа для подготовки профессиональной смены?» — поддержал депутата по кадровой политике в строительной отрасли Сергей Шустов.

В свою очередь Виктор Рейн предложил на базе ТюмГАСУ провести оценку потребностей в кадрах для строительной отрасли, начиная от рабочих профессий и заканчивая высшим инженерным составом. «Такой мониторинг ляжет в основу обучения специалистов на региональном уровне», — резюмировал он.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!