Путь Миниха лежал через Тюмень и Тобольск. После столиц сибирские города смотрелись захолустьем.
В историю России Христофор Антонович Миних вошел как непобедимый фельдмаршал, выдающийся инженер-строитель. А в Сибири он был… огородником. Как немецкий офицер сделал головокружительную карьеру, и почему угодил в ссылку — об этом наш рассказ.
«Переворот счастья»
…Императрица Анна Леопольдовна побаивалась героя войны Миниха. Сама же велела ему арестовать регента Бирона. Честолюбивый Миних, рассчитывая на царский подарок, ночью 8 ноября 1740 года совершил переворот. Правительница объявила его первым министром по военным, гражданским и дипломатическим делам, пожаловала ему 100 тыс. рублей, серебряный сервиз и вартенбергское поместье Бирона.
Зимний дворец времен Анны Иоанновны. Здание главного императорского дворца России перестраивалось пять раз. На рисунке неизвестного автора XVIII века изображен Зимний, каким его видели наши герои
И все же государыня всякий раз выбирала в Зимнем дворце новую комнату для сна, пребывание ее там держалось в великой тайне. Не дай Бог фельдмаршал арестует и ее!
Наконец-таки Христофор Антонович перебрался из Зимнего дворца в дом на Васильевском острове. По отзывам современников, он «был до того тщеславен, что даже на наружных стенах своего петербургского дома велел изобразить турок в оковах, знамена и проч.».
Граф Андрей Иванович Остерман. Гравюра неизвестного художника XVIII века
Возвышение Миниха не нравилось кабинет-министру Андрею Остерману. Прежде Остерман водил с ним дружбу, но сделался врагом, интриговал, в результате волком смотрел на фельдмаршала муж императрицы, принц Антон-Ульрих: «Как же это? У него чин генералиссимуса, а распоряжаться войсками он не может, армия в руках Миниха!»
Столкновения между великими персонами были столь часты, что первый министр решил покинуть пост. И очень быстро получил отставку с пожизненной пенсией в 15 тыс. руб. Огорченный Миних решил навсегда уехать из «неблагодарной» страны. В Кенигсберге его уже ждали, но полководец не успел покинуть Петербург.
Императрица Елизавета Петровна. Календарик 1992 г. из коллекции автора
Недолго радовался Остерман, что ловко удалось ему занять место первого министра. 25 ноября 1741 года в результате очередного переворота к власти пришла Елизавета Петровна. Остермана и Миниха арестовали, по ложному обвинению приговорили к смертной казни.
На Васильевском острове, перед зданием Двенадцати коллегий был установлен эшафот, куда привели Миниха. Фрагмент панорамы Санкт-Петербурга «Вид на здание Двенадцати коллегий», английский художник Джон Аткинсон, 1804. г.
… В январе 1742 года Миниха вели под конвоем к эшафоту. Держал он себя с достоинством, в отличие от Остермана. Окинул повелительным взглядом собравшихся. В толпе шептались: «Люто поступают. За Россию ж он стоял и … — голову на плаху».
Елизавета заменила казнь ссылкой в Сибирь. В это же самое время Бироны, возбужденные милостью императрицей, паковали вещи в дорогу, им позволили покинуть убогий Пелым. Они не знали, что виновник их бед Миних повержен. На смену им, удрученный падением на грешную землю, направлялся Христофор Антонович.
По иронии судьбы в Казани экипажи сановников встретились. Герцог и фельдмаршал посмотрели друг на друга и, не проронив ни слова, разъехались…
Первый город в Сибири был на пути в ссылку. Рисунок тюменского художника начала XX века Вениамина Барашева. Копия из альбома «Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника. XVII-XXI вв»
Путь Миниха лежал через Тюмень и Тобольск. После столиц сибирские города смотрелись захолустьем: нет роскошных дворцов, редкий прохожий мелькнет на улочках, застроенных деревянными избами. Опять же по иронии судьбы в январе 1741 года Анна Леопольдовна повелела отправить из Петербурга в Пелым подпоручика, барона Шкота строить там хоромы для арестантов. Под указом императрицы поставили тогда свои подписи Остерман, Черкасский (бывший губернатор Сибири) и он, Миних. Вот теперь своими глазами ему предстояло увидеть постройку.
Бодрость духа не терял
Публицист XIX века Ипполит Завалишин повествует:
«О генерал-фельдмаршале, графе Минихе, есть уже достоверный устный рассказ его современника, крестьянина Пелымской волости, деревни Ситихиной Антона Казанцева, умершего в 1849 году, 120 лет от роду. Граф жил внутри крепости, близ того места, где ныне часовня: и точно, вокруг часовни не только заметны обуглившиеся следы окладных бревен, но и борозды гряд. Дом у него был двухэтажный с балконом, а подле дома сад и огород. Фельдмаршал был старик сухого сложения, крепкий и бодрый, в обращении приветлив, но нелюдим. Из дому выходил редко, но летом любил сидеть на балконе. Днем писал, чертил планы; ночами просиживал долго, читал. Воеводы его боялись, потому что он доносил на них ко Двору. Так прожил он мудрецом, в этом глухом Пелыме, с 1741 по 1761 год, ровно 20 лет, показавши более стоической твердости духа, нежели Наполеон в своем шестилетнем заточении. Следов крепости уже давно нет, но память о ней хорошо сохранилась».
По другим свидетельствам многие пелымцы принимали Миниха за чернокнижника и колдуна, ведь он что-то высматривал в подзорную трубу, следил за местными жителями. Ночью в его кабинете не гасли свечи, граф сидел за столом и увлеченно чертил какие-то планы. Люди обходили дом этого арестанта стороной.
А чертил инженер Миних различные проекты, отсылал их в столицу, просил о помиловании. Когда пастор, бывший при нем, покинул грешную землю, Миних сам стал совершать богослужения. И душа его не томилась, не болела.
Летом граф, как простой крестьянин, брал в руки лопату, трудился на огороде. Он знал, что земля посылает энергию и силу, а физическая работа укрепляет здоровье. Зимой знающий многие науки Миних обучал местных детей грамоте.
Возвращение
«Портрет Петра III», работа знаменитого русского живописца Федора Рокотова, календарик 1992 г., из коллекции автора
25 декабря 1761 года император Петр III вызвал Миниха из ссылки. «По всей дороге от Пелыма до Петербурга местные чиновники добровольно спешили приветствовать различными почестями маститого полководца, на встречу которому за 20 верст от Петербурга выехали его дети и внуки».
Все думали, что из ссылки вернется измученный, сгорбленный старик, а увидели Миниха бодрым, моложе своих лет, полным энергии. Ему было 78.
Петр III вернул ему все чины, знаки отличия, включил в Императорский совет, подарил дом. 9 июня 1762 года император «наименовал фельдмаршала сибирским генерал-губернатором и главным директором Ладожского и Крондштадского каналов с повелением присутствовать в Петербурге. Благодарный своему государю-избавителю, Миних был искренне предан Петру, беспрестанно являлся при дворе, встречаясь тут и с герцогом Бироном, тоже возвращенным из ссылки.
Вскоре случился очередной переворот. На трон взошла Екатерина II. Императрица оставила Миниха на должности, присоединив и главное директорство над гаванями Балтийского порта, и он неустанно трудился над вверенной ему частью еще четыре года.
Вел переписку с императрицей, без доклада входил в ее кабинет. Екатерина любила умных и преданных подданных. Для нее он сочинил «Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи» (помощь в писании Миниху оказал первый историк Сибири Герард Миллер). В 1774 году в Копенгагене на французском языке эта книга увидела свет. Пройдет еще почти век, и книгу издадут на русском в Санкт-Петербурге под названием «Записки фельдмаршала графа Миниха». А нам пора уже узнать факты из его биографии.
«Кондиции» для царя
Бурхард Кристоф фон Мюнних родился 9 (19) мая 1683 года в графстве Ольденбургском, тогда им владела Дания. Его отец от датского короля получил звание надзирателя над плотинами и водяными работами в двух графствах, а также дворянский чин.
Бурхард учился военно-инженерному делу у отца, после — во Франции. Кроме родного немецкого он отлично владел французским и латинским языками. Вступил на французскую службу по инженерной части, участвовал в войне за испанское наследство. В бою был ранен кинжалом в грудь, попал в плен. По заключению мира получил свободу.
Миних прошел все офицерские чины, в 1717 году стал генерал-майором, занял должность инспектора королевских войск Саксонии. Затем служил у польского короля Августа II.
Польский король Август II, союзник России. Неизвестный художник XVIII века
В Варшаве он познакомился с русским посланником Г. Долгоруковым, склонившим Августа на сторону России против шведов. Григорий Федорович уговорил Миниха ехать в Россию, сулил величайшие выгоды: «Берусь лично передать ваши сочинения о фортификации Петру».
Посол Российской империи в Речи Посполитой, князь Григорий Долгоруков, уговоривший Миниха служить России
«И Миних отправился в начале 1721 года под чужим именем в Санкт-Петербург, но не далее доехал, как до Риги, потому что здесь встретил уже императора Петра Великого. Тут сделал он на шесть лет договор с таким условием, чтобы не прежде как по прошествии первого года получить чин генерал-поручика. …В мае месяце 1721 года, война со шведами прекратилась, Миних довольствовал меньшим, нежели что князь Долгоруков в Варшаве обещал; вместо 8 тыс. талеров ежегодного дохода, в Польше получаемого, имел он теперь не больше, как 2 400 рублей», — пишет сын фельдмаршала Иоганн-Эрнест.
Миних по составленным «кондициям» обязался служить России 5-6 лет. Оказалось — навсегда. Звать его стали Христофор Антонович Миних. Он обосновался в Санкт-Петербурге. Под его умелым руководством соорудили шлюз на реке Тосна, построили Обводной канал и дорогу вдоль Невы от Шлиссельбурга до Петербурга. Миних радовался своей успешной работе.
«Прорытие Ладожского канала», художник Александр Моравов, 1910 г. В начале XVIII столетия канал был крупнейшим гидротехническим сооружением Европы
В 1723 году Петр Великий приехал смотреть как идет строительство Ладожского канала, который он задумал для облегчения торговли и промыслов жителей столицы. Император впал в страшный гнев. Из-за плохого руководства работами генерал-майора Григория Скорнякова-Писарева исчезли человеческие жизни и уйма денег, а канал представлял безобразнейшее зрелище. Петр велел арестовать генерала, куратором стройки назначил Миниха.
Прошло немного времени, Иоганн Лефорт (племянник знаменитого сподвижника Петра I Франца Лефорта) убедился: «Работа Миниха хороша, крепка и успешна, она стоит менее той, которая была начата и развалилась прежде, чем была окончена. Например, чтобы вырыть кубическую сажень земли, прежде стоило 1 руб. 50 коп., a у Миниха — 60 коп». В 1730 году Христофор Антонович успешно завершил «водное детище Петра».
Миних широко расправил крылья. Он — правитель града Петра, обер-директор над фортификациями России, генерал-губернатор Ингерманландии (Ижорская земля), Карелии и Финляндии! Он ведет строительство в Санкт-Петербурге, Выборге, Кронштадте. Он усовершенствовал армию, образовал Измайловский и, впервые в России, кирасирский и гусарские полки. Под его руководством (с 1728 по 1741 годы) построили более 50 крепостей и укрепленных линий на границах с Турцией и Персией. Он учредил школы при полках, госпитали. В 1731 году основан знаменитый Кадетский корпус — первое в нашей стране высшее учебное военное заведение. Разместился корпус на Васильевском острове в бывшем дворце князя Меншикова.
В 1733 году умер Август II, и надобно было поддержать в борьбе за польский престол его сына против французского кандидата Станислава Лещинского, избрание которого могло негативно сказаться на русском влиянии в Речи Посполитой.
По предложению фаворита Бирона Миних был послан в театр военных действий. В 1734-м он взял Данцинг (Гданьск). Потом началась турецкая война. Миниху приказали передвинуть войско в Украину. Там он сошелся с запорожцами, совершил походы в Крым. В 1736 году почти без выстрела овладел Перекопом, Козловым (Евпаторией) и Бахчисараем, но чрезвычайная жара, дурная пища, трудность похода произвели страшные опустошения в русском войске, пришлось возвратиться в Украину.
Миних взял Очаков, в 1739 году овладел Хотином. Михаил Ломоносов в честь этой виктории сочинил оду. И вот новая победа в Бессарабии! Однако ж офицеры роптали на генерала-фельдмаршала: «Не жалеет он людей, для него победа — любой ценой…» Но он и себя не жалел, гордился: «Он, Миних, впервые в истории России разгромил в открытом полевом сражении турецкую армию».
«Фельдмаршал был роста высокого, собою статен, наружности весьма красивой; глаза его и все черты лица показывали остроумие, неустрашимость и твердость характера; голос и осанка являли в нем героя», — рисует портрет Миниха историк, Тобольский губернатор Дмитрий Бантыш-Каменский.
Польско-саксонский посланник Иоганн Лефорт в 1732 году сообщил своему двору: «С тех пор как Миних поднялся, его нельзя узнать: снисходительность его заменилась гордым обращением, утверждают также, что он хорошо умеет заботиться о своих выгодах,… с офицерами он обращается сурово и сажает их под арест за самые ничтожные мелочи. Жена его только знает взяточничать да брать поборы».
Речь идет о Барбаре Элеоноре (в православии Варваре Ивановне). В 1727 году Екатерина I назначила ее воспитательницей Елизаветы, будущей императрицы. Барбара была вдовой Михаила Салтыкова, родственника матери императрицы Анны Иоанновны. На эту знатную соотечественницу и обратил внимание Бурхард Миних.
Первая его супруга Кристина Лукреция родила 13 детей, выжили только четверо. Кристину Миних обожал, она приехала вслед за ним в северную Пальмиру, сына Иоганна-Эрнеста по велению отца оставила учиться в Рижском пансионе. По причине хвори Кристина скончалась, «за похвальные качества свои общественно была почитаема».
Миних женился на Барбаре в 46 лет, второй жене пришлось разделить с ним тяготы ссылки.
Его дочь София была фрейлиной цесаревны Елизаветы.
«Портрет графа И. Э. фон Миниха», художник Василий Разводный, 1785 г.
Сын Иоганн-Эрнест служил русским дипломатом в Италии и Франции. Елизавета лишила его чинов, выслала в Вологду, где он прожил 20 лет. Миних-младший отличался честностью и кротким нравом. В изгнании написал чудное произведение «Записки для детей своих», в которых увлекательно поведал об эпохе Анны Иоанновны. Петр III вернул его ко двору.
Отважный полководец скончался 16 (27) октября 1767 года. Был упокоен в лютеранской церкви Святых Петра и Павла, выстроенной по его проекту на Невском проспекте. В 1833—1838 годах по проекту Александра Брюллова возвели ныне существующую церковь ап. Петра. Прах Миниха перенесли в его имение Луниа (Луунья) близ Дерпта (ныне Тарту, Эстония). При большевистской власти на месте захоронения фельдмаршала построили свинарник.
В 2013 году там открыли памятник Миниху. Фигура полководца изображена на монументе «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Бронзовую памятную доску Миниху установили в церкви Апостола Петра на Невском.
Источники
«Сибирские и Тобольские губернаторы. Исторические портреты, документы», 2000
«Энциклопедия российской монархии», 2002
В. О. Ключевский «Русская история», 2013
Ипполит Завалишин «Описание Западной Сибири», 2005
Вячеслав Софронов «Культурное наследие Западной Сибири», 2007
«Записки фельдмаршала графа Миниха», 1874
«Записки графа Миниха, сына фельдмаршала, писанные им для детей», 1817