Аргоновая сварка и усердие творят чудеса.
Вот уже несколько лет тюменский сварщик Станислав Черновасиленко создает из болтов, гаек, подшипников и проволоки миниатюрные модели мотоциклов. О его увлечении мы рассказывали в публикации Ни чертежей, ни эскизов: как тюменский сварщик создает мотошедевры в начале 2021 года. За год Станислав научился делать модели мотоциклов еще более эффектными, с большим количеством деталей и покраской. Кроме того, мастер начал создавать и другие скульптуры из металла. Станислав рассказал и наглядно показал, как их делает.
Для сварки деталей при конструировании мотоциклов Станислав использует аргоновую (аргоннодуговую) сварку. В отличие от полуавтоматической аргоновая сварка не дает искры, швы менее заметны и можно сваривать детали в труднодоступных местах. По своему принципу действия аргоновая сварка напоминает работу обычного паяльника, только к месту соединения подается газ аргон, а вместо припоя используется расплавленный от электрической дуги металл.
«Можно, конечно, варить и полуавтоматом, но такой эстетики в сварочном соединении не добиться, — говорит мастер. — Но даже едва заметные швы на моделях я старюсь скрыть, собираю детали так, чтобы одна из них прикрывала другую. Металл — комбинированный. Раньше использовал только нержавейку, покрывал модели защитным лаком. Сейчас я их крашу, поэтому нередко использую обычную сталь».
Перед тем как начать работать Станислав надевает защитное снаряжение — это прочные резиновые перчатки и маска сварщика. Мастер использует маску типа «хамелеон». Есть дорогие «хамелеоны», есть дешевые. Для собеседника это не имеет принципиального значения. При шлифовке гравером Станислав всегда надевает специальные уплотненные очки, чтобы максимально прикрыть глаза.
Станислав признается, что когда он работал без очков, ему в глаза часто попадали окалины. Без медицинской помощи в таких случаях не обойтись.
Как и при при полуавтоматической сварке нужно подбирать силу тока опытным путем, приходится ее постоянно регулировать. Станислав показал глушители перед тем как их приварить к мотоциклу. У стальных труб сложные изгибы. Прежде чем придать металлу нужную форму, его нужно разогреть. Для нагрева используется тот же «паяльник». Детали соединяются между собой с помощью кусочков проволоки. Их нужно только расплавить сначала с одной стороны, а потом с другой. После яркого свечения, которое длится несколько секунд, получается прочное соединение.
Одного 15-литрового баллона аргона хватает на 3-4 модели мотоцикла в масштабе 1:10. В среднем на создание одной модели у автора уходит пять дней.
Станислав любит работать с металлом, потому что детали из него всегда можно поправить, а если что-то совсем не нравится, можно отрезать весь «кусок» и приварить другой. Мастер делает каждую деталь на глаз, без линейки и шаблонов. Некоторые детали может переделывать по несколько раз, пока не поймет, что сделал идеально. А идеально, это когда Станиславу нравится их внешний вид.
Конструированием моделей мотоциклов Станислав занимается уже три года. Планирует в качестве эксперимента сделать большую модель длиной до 40 см. Хочет попробовать выйти за рамки уже отточенного формата, в котором его мотоцикл умещается на ладони. Возможно, эта модель уже будет с резиновыми шинами и еще больше походить на настоящий мотоцикл. С другой стороны на такую громадную модель вряд ли будет спрос. Скорее это нужно для того, чтобы проверить себя в более сложном проекте. Станислав постоянно усложняет себе задачу. Сейчас он понимает, что в строительстве моделей в масштабе 1:10 с помощью сварки уже практически исчерпал свои возможности.
Сегодня мастер пробует свои силы в создании оригинальных скульптур из металла. Его привлекает воссоздание живых существ, причем делает это в движении: хамелеон крадется по ветке, высматривающая добычу щука, раскрывающая капюшон кобра.
В создании скульптур тюменский сварщик пошел своим путем, который оказался куда сложнее тех, которые практикуют другие скульпторы-сварщики. Каркас со всеми характерными для того или иного существа линиями он делает из прутков (проволока из металла или искусственного полимера, применяемая для присадки в месте сварки) и полностью покрывает его сваркой из расплавляемых прутков. Получается что-то вроде тонких чешуек. Это чрезвычайно сложно и затратно. Так, на создание скульптуры хамелеона у мастера ушло около 90-100 часов, а также 15-литровый баллон аргона и 5 кг проволоки. Однако затраты в полной мере себя оправдывают конечным результатом — выглядит очень эффектно. А когда осознаешь, как это сделано, восторгаешься еще больше.
«Этот стиль я нигде не подсматривал, сам для себя принял решение делать скульптуры именно таким образом, — отметил Станислав. — В моей коллекции пока что четыре скульптуры. Я решил усложнить задачу и сейчас создаю скульптуру в виде головы лошади, потому что о большой ростовой фигуре пока говорить рано. Голова будет в натуральную величину. Создаю ее в том же стиле».
Фигуры делаются из обычной стали, потом они шлифуются и покрываются лаком. Такой вариант подходит только для установки скульптуры в помещении. Уличные шедевры лучше делать из нержавейки, потому что лака под открытым небом надолго не хватит, и скульптура начнет ржаветь.
«Создавая скульптуры, постепенно усложняя себе задачи, я понимаю, что у меня огромное желание заниматься этим дальше, — говорит Станислав. — Чувствую, что у меня есть потенциал, хочу его максимально раскрыть. Я уже принимал участие в международных выставках в Катаре и Иране, представлял свои модели мотоциклов и получил хорошую оценку. В этом году планирую представить коллекцию скульптур животных».
Цены
Мотоциклы у Станислава стоят в среднем 20-25 т.р., скульптуры — от 50 до 100 в зависимости от сложности композиции.
Фото: автора