Загвязинский считает, что какие бы преобразования не проводились, миссия педагога остается прежней — гуманистической
О проблемах современного образования в России в четверг говорил академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Института психологии и педагогики ТюмГУ Владимир Загвязинский. Сегодня в Тюмени прошла всероссийская научно-практическая конференция «Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования».
Владимир Ильич указал на то, что стратегия образования должна быть гуманистической, ориентированной на человека: «Политика, проводимая в стране, не соответствует этому постулату, она исходит из каких-то других идеалов, видимо, финансовых. И это наша главная беда! Экономя на образовании, мы подрываем свое будущее».
Еще одна проблема — отсутствие парадигмы воспитания. В связи с этим обозначена перспектива на будущее — снова выработать программу воспитания. «Воспитание сейчас стало приложением к обучению. Под словом „образование“ подразумевается и то, и другое, но у нас, когда расшифровывается это понятие, речь идет об учителе, но не о воспитателе, не о социальном педагоге, не о психологе, а ведь образование обслуживает комплекс наук и профессий», — отметил академик.
Он добавил: «15 октября состоялся форум „Народного фронта“. Это была жалоба педагогической общественности президенту на то, что у нас творится в сфере образования: „Уймите зуд преобразований“. Не успевают ввести один стандарт, как вводят второй, а потом и третий. У нас некоторые студенты занимаются по трем стандартам. Получается какая-то кутерьма! Наше образование дезориентировано. Сейчас много говорят об информатизации, но я бы сказал, что наступила эпоха человека, вооруженного информационными технологиями, которые освобождают педагога от какой-то мелкой работы, облегчают поиск информации. Беда в том, что у нас часто техника ставится во главу угла, а только потом человек, он придаток, обслуживающий эту технику».
Загвязинский считает, что какие бы преобразования не проводились, необходимо оставить живого педагога. Нужно освободить его от постоянных реформ и дать ему возможность воспитывать, развивать человека, при этом используя технические средства. Учитель пока жив, хотя ему и дышится с трудом, — заверил Владимир Ильич. Миссия педагога остается прежней — гуманистической.
Говорил он и о том, что для сохранения педагогического профессионализма необходимо реанимировать педагогическое образование. Это очень сложно сделать в условиях бакалавриата, когда теоретическая часть обучения сокращена в три раза.
«В условиях, когда наша экономика испытывает трудности, а образование вырывается вперед, нужно использовать преимущество последнего. В период кризиса это особенно важно, поэтому важно поднимать образование и тем самым готовить возрождение экономики», — уверен академик.