По числу школьников, которые участвуют в школьном этапе Всероссийской олимпиады, Тюменская область занимает 54 место.
В Тюменской области национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» реализуется довольно успешно: по ряду показателей наш регион в числе лидеров. О данных мониторинга из доклада правительства РФ на заседании совета по реализации национального проекта «Образование» 12 апреля рассказала директор департамента образования и науки Ирина Лысакова.
Работу регионов по «Нашей новой школе» оценивали по 127 показателям, причем тюменские школы самостоятельно вносили данные в общую федеральную систему, пояснила Лысакова.
Так, например, по такому критерию, как «Развитие самостоятельности школы», Тюменская область занимает первое место. Ключевой показатель в этой части — доля школ, перешедших на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. В нашей области результат этой работы равен 100%, в среднем по России — 67% (в Ставропольском крае — 83 место — такая работа не ведется вообще).
Лидирует Тюменская область и в работе по изменению школьной инфраструктуры. В этом показателе оценивается доля учеников, обучающихся в современных условиях, речь идет о комплексном соответствии: размеры столовой, спортивного и актовых залов, состояние инженерных сетей, наличие прилегающей территории - всего 22 индикатора. Процент соответствия в Тюменской области равен 88, в среднем по России — 43%, в отстающих — Чеченская республика.
В деле сохранения и укрепления здоровья учеников Тюменская область тоже может стать примером для остальных регионов: 98% по числу школ, в которых обеспечена «возможность пользоваться современными столовыми» (по России — 33%), и 71% (третье место после Санкт-Петербурга и Чукотского автономного округа) по числу учеников, которые «имеют возможность пользоваться современными спортивными залами» (по России — 48%).
К переходу на новые образовательные стандарты школы Тюменской области готовы на 86% (третье место): в этой части учитывалась «доля учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта». На первом месте в этой работе Ивановская область, на втором — Омская.
В работе по «развитию системы поддержки талантливых детей» (учитывается доля школьников, «для которых созданы современные условия для занятия творчеством») Тюменская область вновь лидирует — 47%, тогда, как в среднем по России — 13%. В этой связи удивляет оценка по критерию «доля участников всероссийской олимпиады на школьном (муниципальном) этапе ее проведения» — Тюменская область находится на 54 месте с 23%, в среднем по России этот показатель равен 32%. Выходит, что условия для творчества и развития способностей созданы, но особой активности одаренные дети не демонстрируют?
Ирина Лысакова причину такого положения дел видит в снижении активности по выявлению талантливых детей со школьной скамьи, поэтому эта работа, по ее мнению, требует особого внимания. Но «изобретать велосипед» в этой деятельности не имеет смысла, алгоритм создан, просто надо усилить внимание к таким детям. К этой работе, например, должны подключиться вузы региона, которым хорошо бы составить единый календарный план работы с одаренными детьми.