С годами многое переосмысливается.
Иногда такая ностальгия обуяет, хоть доставай семейный альбом, и хочется пересмотреть фильмы из прошлого. Редко везет с по-настоящему замечательными картинами, так, что я даже составила свой топ сериалов, к которым у меня во взрослом возрасте появились вопросы. Давайте по порядку.
«Зимняя вишня» (1985-1995, трилогия)
Сюжет строится вокруг поисков счастья главной героиней в исполнении Елены Сафоновой. Интеллигентная женщина Ольга живет в центре Ленинграда, соседствует с двумя таким же неприкаянными подружками (впрочем, у одной — Вали — поначалу есть друг-хоккеист с неустойчивой психикой), имеет маленького сына, работает в каком-то институте и непрерывно страдает от невозможности воссоединиться с возлюбленным (Виталий Соломин).
Лирический герой неплохо устроился, женат, в чем-то даже талантлив, время от времени посещает любовницу, которую кормит баснями, но жениться не собирается.
Когда Ольга планирует, наконец, устроить личную жизнь, он бросается за ней в погоню, возвращает и со спокойным сердцем отчаливает обратно в семью. И кто он после этого?
К самой героине, которая нарочито коротко стрижена (видимо, чтобы подчеркнуть ее беззащитность) и выразительно смотрит по сторонам красивыми большими глазами, в какой-то момент рождается неприязнь. Что за любовь такая отчаянная, которая не возвышает, а унижает, и без которой, как ей кажется, жить нельзя?
А может, она стала активно неприятна, когда рожает ребенка от любовника, вкладывая в мозги американскому мужу, что это его дочь? В фильме об этом невнятно, но с чего бы американцу жениться на беременной от другого мужчины русской и потом долгие годы содержать всю ее семью? Несколько лет из сюжета выброшено, понятно только, что на той стороне океана нашей героине живется неплохо, во всяком случае, между Штатами и Питером она мотается, как мы с вами в СНТ «Ягодка».
Откуда у Ольги деньги, нам не говорят, не наше дело. Но их наличие неоспоримо, особенно выпукло оно проявляется в момент покупки непонятому гению скромного особняка в европейской стране. Когда становится очевидно, от кого подарок (совсем даже не фамильный домишко-то), он гордо уходит вдоль кромки океана, запнувшись на ломано произнесенном слове «папа» из уст его рыжей дочери. Трогательно, но не объясняет вмиг слетевшей принципиальности героя. За что столько лет держалась — непонятно. Ладно, поверим, любовь зла.
Отдельная тема — Толстовский дом, непонятно каким образом освоенный героинями, одна из которых сотрудница НИИ, другая — бухгалтер автобазы, а третья — воспитательница в детском саду. Доходный дом графа М.П. Толстого — историческое здание в Центральном районе Санкт-Петербурга по адресу: улица Рубинштейна, 15-17/ набережная реки Фонтанки, 54. Был построен в 1910—1912 годах по проекту архитектора Федора Лидваля и знал многих великих. Как по мне, лучшая роль в фильме именно у него.
«Петербургские тайны»
Драматический телевизионный сериал по мотивам романа «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Из 60 серий 48 были сняты в 1994 и 1995 годах, оставшиеся — три года спустя, в 1998-м. Задумка авторов понятна — во времена великой смуты так и тянет снять что-нибудь не из нашей жизни, и в данном случае выбор материала можно считать удачным, если бы не одно но. От произведения здесь только начало, сюжет и характеры героев переписаны полностью. Получилось неплохо, но найти этот фильм в хорошем качестве, чтобы пересмотреть, мне так и не удалось. Друзья, ну нельзя же так, старую «Золушку» раскрасили, а отреставрировать достойную ленту нет возможности?
Итак, к сюжету. Две знатных семьи — князья Шадурские и Чечевинские — ведут совершенно разный образ жизни. Если первые живут на широкую ногу, не слишком заботясь о морали, то вторые, богобоязненные и во всех смыслах достойные, умудряются вырастить дикую дочь, не знакомую со светской жизнью и поверившую первому заезжему мерзавцу, которым случайно оказывается князь Шадурский.
К актерам никаких вопросов нет — Елена Яковлева, Ирина Розанова, Наталья Гундарева, Виктор Раков, Валерий Баринов, Николай Караченцов, Сергей Чонишвили — каждое имя всем знакомо. К игре вроде бы тоже, и если бы не раздражала размытая картинка, можно было бы насладиться вполне.
Однако позвольте усомниться в способе социализации бывшей проститутки Чухи, в девичестве Анны Чечевинской, которая была подло обманута, обесчещена, лишена ребенка и пала на самое дно. Через много лет (подробности опустим) ее опять-таки обманом выдают за умалишенного князя Шадурского — и справедливость восстановлена. Анна обратно в высшем свете, дочь ее узаконена, князь в клинике для душевнобольных, его бывшая жена, княгиня Шадурская, покончила с собой. И все вроде бы получили по заслугам, но осадок остался. А что, так можно было?
«Улицы разбитых фонарей»
Сериал-долгожитель, почти рекордсмен по количеству серий (больше только в сериале «Тайны следствия»). Съемки начались 25 октября 1995 года. Первые 8 серий снимались в 1995—1996 годах по мотивам произведений Андрея Кивинова, работавшего тогда в отделе по раскрытию убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга.
Начиналось все просто очень хорошо, помню времена, когда люди менялись кассетами, чтобы посмотреть этот сериал на видео. Забористые сюжеты, удачный актерский состав — Александр Лыков, Алексей Нилов, Сергей Селин, Анастасия Мельникова, Михаил Трухин, Юрий Кузнецов. В какой момент все это превратилось в унылый фарс? Кто это смотрит сейчас?
Может, когда проект покинул Казанова, вдруг поняв, что амплуа мента к нему рискует приклеиться намертво. До героической гибели Ларина и Дукалиса я не досмотрела, но сдается, что погибли они очень уместно. Во всяком случае, у Алексея Нилова случилось после этого несколько неплохих ролей.
Для меня это по-прежнему история про оперов и «Андрюха, у нас труп, возможно, криминал, по коням». Можно понять желание продлить жизнь коммерчески успешному проекту, но мне кажется, уходить нужно вовремя.
«Агент национальной безопасности»
Логически продолжает ряд сериалов из жизни ментов, правда, здесь в центре сюжета герой из другого ведомства — ФСБ. История Джеймса Бонда на отечественном материале. Крутой парень Леха Николаев (Михаил Пореченков) явился зрителям в 1998 году, после чего было снято шесть сезонов сериала.
Не знаю, как вы, но у меня неизменно вызывает улыбку мысль, что вся работа ведомства держится на Лехе. И очень забавны его начальники — Иван Иванович (Андрей Толубеев) и Олег Филиппович (Вадим Яковлев). Контора серьезная, а они носятся с желтыми портфелями и смешат людей. Очень украсил сериал Андрей Краско, без него это было бы уже другое, гораздо менее симпатичное кино.
В целом, смотрится интересно, если не брать во внимание тот факт, что ничего общего с реальностью это не имеет.
Пишут, что в 2022 году вышло продолжение, так теперь боюсь смотреть, чтобы не разрушить очарование. Вот что удалось найти:
«Отдел Тарасова давно закрыли, и вскоре его не стало. Бывший майор ФСБ Николаев за 14 лет до описываемых событий отошел от дел, уехал в глубинку и устроился работать егерем. В один день он случайно замечает на остановке около магазина Тихомирова, который рассказывает ему о неожиданной смерти Андрея Краснова вскоре после ухода Алексея. И Тихомиров, и Николаев не верят в столь странную смерть их сотрудника. Алексей устраивается сторожем в усадьбе очень богатого человека и начинает собственное расследование. При помощи старых знакомых — журналистки Шуры Потаповой и ее бывшего мужа Сергея Воробьева-Сперанцева — он узнает, кто именно и зачем убрал Андрея. Помогают в расследовании ему в этот раз выросшие сыновья Краснова».
Звучит неплохо, надо глянуть.
«Всегда говори «всегда»
История современной Золушки, рассказанная плохим языком. Героиня Ольга Громова (Мария Порошина) живет в провинциальном городке с мужем и двумя детьми. Муж владеет автосервисом, она ведет бухгалтерию. Потом автосервис хотят отобрать, насылают налоговую проверку, а дальше как по маслу — мужу грозит тюрьма, Оленька берет на себя вину и идет в колонию. Уже здесь было понятно, что надо выключить и перестать тратить время. Тем не менее, я посмотрела несколько сезонов, которые могу охарактеризовать как бред, лютый бред и давайте потратим деньги на что-нибудь другое.
То, что героиня выходит из тюрьмы непорочной, еще полбеды, настоящая трагедия в том, что кто-то это смотрит и во все это верит. В то, что столичный рафинированный юноша влюбляется в Ольгу, у которой своих проблем выше головы; в то, что подружка героини (деревенского вида девушка с соответствующим говором) в итоге выходит замуж за названного юношу, и это никого не коробит. В то, что успешный бизнесмен стремится покорить сердце героини любым способом, и плевать ему на ее прошлое и двоих (троих) детей. Спасибо, дальше не надо.
Честно пыталась понять, на какую целевую аудиторию ориентирован сериал, и не уверена, что справилась. На скучающих домохозяек? На женщин в поиске, живущих под девизом «Даже если вам немного за 30, есть надежда выйти замуж за принца»? Мне кажется, под такой сериал хорошо делать уборку, не особо вникая в сюжет. Справедливости ради надо сказать, что это даже не сериал из 90-х — начало положено в 2003, но производит впечатление самого первого «мыла». Как говорится, мы выживали, как могли, вот и кино тоже.
А вам какие сериалы тех лет запомнились? Часто находите нестыковки, или я просто зануда?
Фото: www.film.ru, www.kino-teatr.ru, www.domkino.tv






