Доброволец из Ишима посмертно награжден орденом Мужества.
Ровно год назад, 18 апреля 2023 года, на передовой погиб тюменский боец, командир группы спецназа из Ишима, награжденный орденом Мужества, Иван Усольцев. Этой осенью ему бы исполнилось 36 лет. В память о нем в ишимской школе №12, где учился Иван, открыли Парту героя и мемориальную доску. В школьный музей переданы фотографии из семейного архива участника СВО. О своем сыне корреспонденту «Вслух.ру» рассказала его мама Оксана Ивановна.
Не хотел прятаться за чужие спины
Ваня рос в дружной рабочей семье, с детства его отец был для него первым другом и советчиком. Папа учил ребенка плотницкому мастерству, привил интерес к спорту, вместе они ходили на рыбалку. Ваня учился в кадетском классе, мечтал о службе в армии, срочную службу проходил во внутренних войсках. После армии пошел подавать документы на службу в ФСБ, позвал с собой отца для моральной поддержки. Потом была служба на границе, курсы переподготовки, после которых получает звание прапорщика. Через три года перевелся на службу в тюменское подразделение УФСИН, в свободное от службы время играл за свою команду в волейбол, которым Ваня занимался много лет. С его приходом волейбольная команда начала занимать первые места.
Потом не стало отца, который так много значил в жизни Вани. Сын ушел с военной службы и переехал в родной Ишим, чтобы поддержать меня. Устроился мастером на завод «Аминосиб», планировал поступать в институт. На гражданке познакомился со Светланой. Так бывает, пересеклись взгляды, и оба поняли: «Вот оно, мое счастье».
Когда началась мобилизация, Ваня мог бы на заводе, как специалист, получить отсрочку, но не захотел прятаться за чужие спины, решил, что его навыки, полученные на службе в армии, помогут принести пользу в зоне СВО. Так оно и было. Ваня не раз попадал в тяжелые ситуации, добровольно вызвался пойти в штурмовой отряд. Рассказывал, как однажды взрывом засыпало блиндаж, в котором оказался его друг Александр. Ваня сразу бросился его откапывать руками и спас друга. Если бы не мой сын, он бы погиб, потому что остальные потеряли надежду найти его живым. Для Александра этот день стал вторым днем рождения. Он был ему очень благодарен, стал как родной. После взрыва от контузии слух потерял, ничего не слышал, когда я с ним по видеосвязи пыталась разговаривать. Сын с ним познакомил.
Не вернулся из разведки
Ваня воевал под Донецком. Рассказывал, как в городе увидел местных пожилых людей, которые копались в мусорке. Узнал, что им нечего было есть. Не раздумывая, отдал свой паек и позвал к своим ребятам. Собрали банки с тушенкой и другую еду из пайков, что нашли у себя и отдали все пожилой паре. Те были счастливы, пригласили ребят в гости, сварили домашнего борща. Потом мне Ваня позвонил: «Мама, я так наелся вкусного борща! Давно не ел домашней пищи». Он мне постоянно звонил в перерывах между боевыми заданиями. Успокаивал, говорил, что у него все в порядке. Я все равно переживала. Сказала ему как-то, мол, как приедешь в отпуск, обратно не отпущу. Он мне в ответ: «Как же я своих ребят брошу?».
Смелый он был, пошел добровольцем в штурмовой отряд, участвовал в освобождении Водяного. Как-то признался мне, как ему тяжело. Случайно так получилось, когда я начала ему жаловаться на свои проблемы. У него ведь варикоз был от больших нагрузок во время службы в армии, ноги болели. Другие об этом даже не догадывались.
На Новый год приезжал домой, всего на один день — 31 декабря. Не стал предупреждать Светлану. Решил устроить ей сюрприз. Неожиданно появился перед ней. Светлана так обрадовалась! Они были счастливы увидеться вновь. А 1 января Ваня поехал обратно — защищать Донбасс и нашу страну. 18 апреля мне сообщили, что он погиб, Указом президента России посмертно награжден орденом Мужества.
Его сослуживцы не рассказывали подробно, как погиб мой сын. Когда я спросила его боевых друзей, каким он был, мне ответили: «А как вы думаете, если мы проехали сотни километров, чтобы полчаса постоять у его могилы?».
Знаю, что Ваня в числе из пяти-шести человек в разведку. Когда возвращались с задания, попали под обстрел. Сына тяжело ранили. Смог сам оказать себе медицинскую помощь, перевязал раны, но они оказались смертельными. К нему не могли долго подобраться из-за сильного обстрела…
Со Светланой мы постоянно на связи. Она мне всегда помогает, называет мамой. У меня еще есть дочь. Занимаюсь с внуками, ее детьми, и стараюсь сохранить память о своем сыне.
Об Иване Усольцеве рассказал и его боевой товарищ с позывным Бурый, с которым они вместе воевали под Донецком.
Веселый, никогда не унывал
В Тюмени был сформирован добровольческий батальон «Росомаха». Мы оба из этого батальона. Потом нас прикомандировали к разным подразделениям. У Ивана большой военный опыт, в том числе боевой, он, как сотрудник ФСБ, ездил в командировку в Дагестан, за плечами 9 лет армейской выслуги, поэтому мы к нему всегда прислушивались. Иван был у нас командиром отделения. Многому нас научил, особенно по тактической медицине. Помог мне собрать аптечку, подробно объяснил, как и чем пользоваться. И по экипировке дал нам массу ценных советов.
Мы были в спецназе 111 полка народной милиции ДНР. Находились недалеко от Водяного и Первомайского. В нашу задачу входило удержание отбитых у врага позиций. На штурм же шли бойцы знаменитого батальона «Сомали», которые там воюют с 2014 года. Постоянно сдерживали контратаки. Самые крайние от нас позиции противник, а находились в 100-150 метрах. Ивана все уважали. Веселый, никогда не унывал. Я вообще не помню, чтобы он грустил. Наоборот, сам всех развеселит. Любил шутить. Любили его и за то, что он отстаивал мнение своих солдат перед командиром. Хорошо знали его не только в роте, но и во всем батальоне. Замкомбата называл его Ванечка-сынок.
Скорбим вместе с родными
Потом Иван добровольцем перешел в штурмовой отряд. Комбат признался, что так и знал, что он примет такое решение. В штурмовом отряде Иван был в группе эвакуации раненых. По рации слышал, как он оказывает первую помощь нашим ребятам, делится медикаментами. Их позиции были на Северном посаде, ближе к Авдеевке, мы находились южнее — ближе к Первомайскому. Бои шли в жилой застройке, все дома были разрушены. Иван рассказывал, как они взяли пленного. Сидели ночью в подвале. Неожиданно к ним зашел украинский солдат со словами: «Здорово, хлопцы!». Он еще не сразу понял, что ошибся позициями. Такое часто бывало: форма практически одна и та же, говорим все по-русски.
Со слов товарищей, в тот роковой день они группой пошли на разведку. Иван остался в блиндаже, остальные пошли дальше. Начался обстрел. Их засекли с коптера. Очевидно, били из минометов. Иван был ранен. Сам себя перевязал. Перед этим снял бронежилет, по рации вызвал помощь. Но обстрел был очень сильный. Все это время к Ивану никак не могли подобраться. Смогли эвакуировать только после обстрела. Иван погиб. Мы скорбим вместе с его родными.
Фото: фото из архива семьи Усольцевых