Тюмень по праву считается родиной сибирского речного судостроения.
- Еще в 1785 году был утвержден герб Тюмени, на котором изображена «в синем поле серебряная река с плывущим по ней натурального цвета с золотой мачтой судном, называемым дощаником, в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам сибирским».
- В 1838 году тюменский купец Наум Тюфин спустил на реку Туру первый пароход. Ему дали гордое имя «Основатель». Но монах-богомаз, который малевал название на колесном кожухе, размахнулся так, что влезло только «Основа».
- В 80-х годах XIX века в Тюмени уже насчитывалось восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов. Все пароходы, ходившие по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби, Енисею, были тюменской постройки.
- В 1928 году специалисты Балтийского судостроительного завода на правом берегу Туры заложили мастерские для сборки лихтеров, из которых к 1934 году сформировался Тюменский судостроительный завод.
Задачей тюменских корабелов во время Великой Отечественной войны стало строительство торпедных катеров. 28 августа 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) постановлением № 473 сс утвердил «соображения по организации производства торпедных катеров на Тюменской судоверфи».
В советском Военно-морском флоте к началу войны числилось 269 торпедных катеров — быстроходных малых боевых кораблей, предназначенных для поражения судов противника торпедами.
Осенью 1941 года в Тюмень были эвакуированы Ленинградский завод № 363, Московский № 445, Керченский № 532, катеростроительный цех №7 Херсонского завода имени Коминтерна, а также часть оборудования с Рыбинского завода № 341, Ленинградского завода № 194 имени А. Марти и Зеленодольского завода № 340. Эти предприятия Наркомата судостроительной промышленности были объединены на базе Тюменской судоверфи. Приказом НКСП № 350 от 21 декабря 1941 года объединению присвоено наименование «Тюменский завод № 639 НКСП».
Так Тюмень стала единственным в стране местом строительства торпедных катеров типа Г — 5 — XI — бис конструкции А. Н. Туполева (водоизмещение 17 тонн, минимальная скорость 53 узла (98 км в час), радиус действия 90 миль (167 км), экипаж шесть человек). С 1943 года завод № 639 выпускал катер типа 123 — бис «Комсомолец» (водоизмещение 31 тонна, скорость 32 узла (59 км в час), радиус действия 180 миль (333 км), экипаж девять человек). Торпедные катера обоих типов были вооружены двумя 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и двумя 12,7- миллиметровыми зенитными пулеметами. Кроме выполнения своей основной задачи, торпедные катера Тюмени ставили мины, высаживали десанты, несли дозорную службу.
Первоначально построенные на заводе № 639 торпедные катера предполагалось испытать на реке Туре. Однако здесь весь речной фарватер был забит топляком молевого сплава. Поэтому суда грузили на железнодорожные платформы и отвозили в Пермь. После завершения ходовых испытаний на реке Каме катера направляли на Черноморский, Балтийский, Северный, Тихоокеанский флоты, а также в речные и озерные флотилии, которые формировались в зависимости от обстановки.
За боевые заслуги пять бригад торпедных катеров были награждены орденами. Три из них, кроме того, удостоены почетных наименований. Трем дивизионам присвоено звание гвардейских, четыре получили почетные наименования, один из которых, кроме того, стал Краснознаменным (награжден орденом Красного Знамени).
Тюменские торпедные катера сражались до последнего дня войны. 9 мая 1945 года катера под командованием дважды Героя Советского Союза капитан-лейтенанта А. О. Шабалина (1914 — 1982) приняли участие своего в освобождении города и порта Лиепаи (Либавы) в Латвийской ССР, поставив победную точку в битве с гитлеровцами на Балтике. На торпедных катерах, собранных в Тюмени, моряки-тихоокеанцы участвовали в десантных операциях в порты Кореи, завершив войну на Тихом океане.
Всего со стапелей завода № 639 сошло 165 торпедных катеров: 134 типа Г — 5 и 31 типа 123 — бис «Комсомолец». 373 работника Тюменского судостроительного завода получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
4 мая 1985 года завод наградили орденом Отечественной войны I степени.
В память о боевых и трудовых заслугах тюменских судостроителей в мемориальном сквере у проходной завода установлена реконструкция торпедного катера типа 123 — бис «Комсомолец».
Напомним, масштабный медиапроект «Символы Победы» реализуют тюменская общественная организация «Областной поисковый центр имени Артура Ольховского» совместно с Банком ВТБ (ПАО) и АНО «ТРК «Тюменское время». В его рамках с мая на телеканалах «Тюменское время», «Тобольское время», «Твоя Тюмень» вышла серия 3D-роликов. Все подробности о проекте рассказываем в публикации по ссылке ниже.
Фото: кадр из ролика "Символы победы"
