Dipol FM | 105,6 fm

После карантина: какие изменения произойдут в российских вузах в новом учебном году

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал в Госдуме: как учебные заведение прошли стресс-тест и какие выводы сделаны.

В Государственной думе состоялся «правительственный час» с Валерием Фальковым. Министр науки и высшего образования рассказал о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях. Публикуем основные тезисы, озвученные главой ведомства.

Как пройден стресс-тест


В 2020 году вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса: переходом на дистанционное образование.

«Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайно ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей», — говорит Фальков.

Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям.

«Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. И надо отметить, что во многом благодаря усилиям преподавателей большинство студентов в целом положительно оценили уровень преподавания в этих непростых, надо прямо сказать, экстремальных условиях, — отмечает глава министерства. — Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить самое главное — чувство стабильности для студентов и преподавателей».

Опыт работы университетов «на удаленке» показал не только возможности цифровых технологий, но и их многочисленные ограничения. Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса. Ситуация показала самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Далее стало абсолютно понятно, что новые формы самостоятельной работы студентов требуют новых методов и педагогической поддержки. Наконец, требуется пересмотр подходов контрольно-надзорной деятельности.

Поэтому стало необходимо создание системы поощрения мотивации педагогов, которая активно включается в проектирование использования новых цифровых ресурсов и практик.

«Безусловно, сегодня для нас с вами очевидно, что дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и предлагать, тем более, его в качестве единственной альтернативы. Ни в коем случае не должна речь идти о полной замене одной системы на другую», — подчеркиваетминистр.

Итоговая аттестация в вузах


Дипломы о высшем образовании в 2020 году получили 550  тысяч студентов очной формы обучения.

«Принципиальное решение в этой части, реализованное вузами, состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы — защиты диплома или в виде запуска собственного стартапа, и ряд вузов воспользовались этим правом, — говорит Фальков. — Опять же благодаря самоотверженным усилиям преподавателей в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью. Но российская система высшего образования с данным вызовом, в целом, справилась».

Работа для студентов


Министерство совместно с молодежной общественной организацией «Российские студенческие отряды» организовало трудоустройство 42 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Более 10 тысяч бойцов студенческих отрядов приняли участие во всероссийских и межрегиональных стройках, более 2500 человек отработали в медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медперсонала.

Заметно проявили себя и студенческие сельскохозяйственные отряды. А студенты-педагоги применили профессиональные навыки в рамках организации летнего отдыха детей. И, что очень важно, работа студентов в студенческих отрядах, будет учтена при прохождении учебных практик.

«Отдельно хотел бы вас проинформировать о том, что впервые в этом году стартовала программа по привлечению выпускников, выпускников этого 2020 года, на исследовательские позиции в университеты и научные организации», — говорит Фальков.

Приемная кампания 2020 года практически закончилась


На очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 620 тысяч студентов. В настоящее время продолжается прием на заочную форму, ряд вузов проводит дополнительный прием. Но в основном эта кампания завершена, и, что важно отметить, абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно.

Поступающие подавали заявления о приеме в вуз с приложением всех необходимых документов онлайн, и в этом году мы впервые использовали централизованный сервис «Поступление в вуз онлайн». Более 20 тысяч выпускников воспользовались этим сервисом.

«Я хотел бы отметить, что количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось. Несмотря на то, что количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ, было меньше. Более того, средний балл ЕГЭ, что особенно приятно отметить, во многих регионах, в региональных вузах заметно повысился. При этом традиционно большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела», — говорит министр.

Дополнительная поддержка абитуриентов


В качестве меры социальной поддержки дополнительно выделено11 500 бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет отдавался в этом году региональным вузам.

«Регионы, в частности, получили более 9,5 тысяч дополнительных мест, это почти 84%. В результате общее количество бюджетных мест для поступления в университеты выросло по сравнению с 2019 годом на 17 тысяч, и, как итог, была обеспечена доступность высшего образования на 60% для выпускников средних школ», — говорит министр.

В дополнение к этому нельзя не отметить, что для сохранения доступности качественного высшего образования по инициативе президента страны была расширена программа льготного образовательного кредитования. Речь идет о снижении процентной ставки по таким кредитам до 3% и увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.

В 2020 году стоимость платного обучения сохранилась на уровне 2019 года

Рекомендации по COVID-19 показали свою эффективность


«В июле совместно с Роспотребнадзором были разработаны специальные рекомендации, и учебный год в абсолютном большинстве вузов для миллионов студентов начался 1 сентября в традиционном формате при соблюдении мер санитарной безопасности, — говорит Фальков. — На сегодняшний день данные меры доказывают свою эффективность. 719 вузов из 724 открыли свои двери для студентов, еще 5 вузов начнут работу в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет, 5 вузов негосударственных. При этом, по нашим данным, а мы ведем ежедневный мониторинг, массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях не зафиксировано».

Напомним, что студентам на входе измеряют температуру, вузы обеспечивают их фирменными многоразовыми масками с логотипом учебного заведения.

Поддержка инициатив и инфраструктура с круглосуточным доступом


С переходом вузов «на удаленку» выяснилось, что формальные молодежные структуры сразу же прекратили свою активность. И напротив, те студенческие организации и клубы, где есть лидеры, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность, и это было чрезвычайно важно в условиях пандемии.

Ключевой выход был найден в организации волонтерской деятельности.

«Важной особенностью работы волонтеров в этот период стал упор на профили их обучения. По существу это было обучение на практике: волонтеры-медики практиковались в оказании медицинской помощи, волонтеры юристы и психологи — в области консультирования, особенно психологи, студенты технических специальностей работали «цифровыми волонтерами», — отмечает Фальков.

В вузах планируют создавать условия для реализации потенциала студентов, поддерживать инициативы.

«Наряду с волонтерством, развитием студенческих клубов, мы будем более активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства, — говорит министр. - Для этого, конечно, должна быть соответствующая инфраструктура: открытые пространства для коллективной работы с доступом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Это, конечно же, переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения реализовать свой потенциал».

О Программе стратегического академического лидерства


«В условиях пандемии мы переосмыслили многие подходы к развитию высшего образования и науки, оценили будущие вызовы, — подчеркивает Фальков. — И, исходя из этого, опираясь на лучшие практики прошлых лет, мы предлагаем в этом году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций с горизонтом до 2030 года. Мы называем этот проект — Программа стратегического академического лидерства».

Фальков пояснил, что в нём обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные.

«Мы провели огромную работу, согласовали этот проект и обсудили его на площадке Российской академии наук, Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны. Приоритетным для нас является создание возможностей для реализации и развития талантов», — резюмировал Валерий Фальков.

Источник: minobrnauki.gov.ru.

# Еще по теме:

Сколько нужно баллов на ЕГЭ для поступления в вузы

Испытано «Вслух.ру»: подать документы через сайты вузов или суперсервис на госуслугах?

Советы: как правильно настроиться на ЕГЭ

Общероссийский выпускной — как это было: поздравления, концерт звезд и «Алые паруса»

На каких направлениях в вузах Тюмени больше всего бюджетных мест

На каких направлениях в тюменских вузах сохранился специалитет

Платное обучение: самые дорогие специальности в тюменских вузах

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменский специалист победила во Всероссийском конкурсе "Библиотекарь года - 2025"
Тюменский специалист победила во Всероссийском конкурсе "Библиотекарь года - 2025"
На конкурс было подано 390 заявок из 79 регионов России.
#библиотекари
#конкурс
#специалист
#победа
#новости Тюмени
#профессия
#тк
#Максим Афанасьев
Глава Следкома Александр Бастрыкин вступился за женщину-инвалида из Тюмени
Глава Следкома Александр Бастрыкин вступился за женщину-инвалида из Тюмени
Организована проверка после сообщений в соцсетях.
#Следком
#Следственный комитет
#СК РФ
#Александр Бастрыкин
#Александр Кубляков
#инвалид
#жилье
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Два хоккеиста покинули тюменский ХК «Рубин»
Два хоккеиста покинули тюменский ХК «Рубин»
В клубе прокомментировали результативность игроков.
#ХК Рубин
#Рубин
#команда
#кадры
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#карт
В Тюмени автобусу №53 сократят маршрут
В Тюмени автобусу №53 сократят маршрут
Появилась новая схема движения.
#тюменьгортранс
#схема
#автобусы
#Тюмень
#новости Тюмени
#карт
Пока вы спали: новый курс Чехии, шпионский софт в смартфонах Samsung и недооцененный салат
Пока вы спали: новый курс Чехии, шпионский софт в смартфонах Samsung и недооцененный салат
О чем сегодня говорят и пишут.
#новости России
#новости мира
#события
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять