Dipol FM | 105,6 fm

Писатель Владимир Малягин поделился секретами мастерства

Сценарист фильма «На ощупь» встретился с молодыми литераторами.

Известный писатель Владимир Малягин в рамках проекта «Писатель в университете» на встрече в ТюмГУ поделился с читателями секретами драматического мастерства.

Владимир Малягин, драматург, сценарист, руководитель семинара драматургии в Литературном институте имени М. Горького, главный редактор издательства «Даниловский благовестник», член Издательского совета Русской православной церкви. Он известен как соавтор сценариев двух фильмов режиссера Юрия Грымова «Чужие"(2008) и «На ощупь» (2010), а пьесы драматурга уже многие годы идут в московских театрах, таких как «Современник», театр имени В. Маяковского, МХАТ им. М. Горького и во многих других.

«Драма — самый сложный род литературы, здесь самые жесткие правила», — пояснил писатель.

«Случайные» гении

«Сначала надо овладеть правилами, а потом эти правила ты можешь нарушать, но так, чтобы одну систему поменять на другую, чтобы эта система была понятна другим», — считает Владимир Малягин. В качестве примера он привел ранние творческие работы Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. «Рисунок у них на уровне Леонардо да Винчи. Потом один начал эксперименты с кубизмом, а другой — с сюрреализмом. Но если бы они не владели техникой, то мы бы могли сказать, что это два бездаря, которые совершенно случайно стали гениями», — рассказал драматург.

Свободу героям

«Придумать героя — это все равно, что познакомиться с ним. Надо давать свободу герою. Я прописываю героям законы, но если потом не даю им свободу, то мои законы теряют смысл. Герои — это не марионетки. Если твой герой придумал что-то необычное, ты должен ему это разрешать, но только при одном условии — это должно обострять конфликт, а не делать героя вялым», — объяснил Владимир Малягин.

Сопереживание читателей

«Сопереживание сюжету драмы строится на двух вещах: страх и сострадание, — уверен драматург. — Эти две вещи привлекают зрителя, потому что все мы иногда любим сопереживать, все мы иногда любим бояться».

Обман ожиданий

«Лопе де Вега на вопрос — как писать пьесу? — ответил: «Всегда обманывайте ожидания». Это основа любого литературного творчества. Возникает ощущение непредсказуемости дальнейшего действия», — еще один непреложный закон, по мнению Владимира Малягина.

Единство посыла

Драматург утверждает, что драма должна отличаться единством посыла. Пример — историческая пьеса Шекспира «Ричард III». Здесь посыл — это неуемная жажда власти, которая разрушает и главного героя, и людей вокруг него. Он считает, что один и тот же посыл можно отнести сразу к нескольким пьесам Шекспира. Гораздо легче перейти к сюжету, если у тебя есть посыл. «В данном случае посыл только один, двух не может быть. Теоретики драмы говорят, что если у пьесы два посыла, то она не может удержаться как единое целое, — пояснил Владимир Малягин, — посыл — это даже не идея и не мысль, а некая нейтральная формула, хорошо организующая материал, с которым автор собирается работать».

И еще один момент творческого мастерства: «Если ты рассказываешь драму от начала до конца кому-либо, то потом ты ее написать уже не сможешь, она становится неинтересной».

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!