Чем удивляли, завоевывали и радовали тюменскую публику артисты.
Зерна, из которых произрастают знаковые культурные события, должны упасть на подготовленную почву. Дело даже не в том, чтобы проводить у нас концерты артистов, гастрольный график которых расписан на годы вперед. Публика должна «дорасти». Отличную питательную среду для культуры дала эпоха большой тюменской нефти.
Пьеса жалкая, а роль — жемчужина
«Что касается тюменского зрителя, то он благоприятно сочетает холодность ленинградского зрителям с горячностью московского, — в 1975 году отмечала актриса театра им. Ленсовета Алиса Фрейндлих. — Мне показалось, что зритель обладает чувством юмора, многое было понято и принято. Обидно, когда твои усилия остаются втуне».
Артистка познакомилась с тюменской публикой, когда ее родной театр имени Ленсовета проехал с гастролями по земле большой нефти. Труппа побывала в Тюмени, Тобольске со его чудесным театром-теремком, в молодом городе Надыме, тогда по большей части деревянным, и в небольших трассовых поселках.
Полноценный спектакль в тамошней столовой не развернешь, поэтому туда поехала только театральная молодежь с небольшой программой этюдов. А большая сцена, безусловно, для больших произведений.
Алиса Фрейндлих — еще не королева. Свою знаменитую роль в фильме «Три мушкетера» она сыграет в 1979-м. Но, то, что у актрисы есть характер, сибирский зритель сразу оценил.
Он был воспитан своими театрами. Тобольский — старейший за Уралом, появился еще в 1705-м году. Тюменский — один из старейших — спектакли дает с 1890-го.
С 1960-х годов звезда тюменского драмтеатра — актер Георгий Дьяконов-Дьяченков. Народный артист РСФСР без специального образования мог сыграть так, что публика заходилась от восторга — пьеса жалкая, а роль у Дьяченкова получилась жемчужиной.
В 1967-м он за своего вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина в спектакле «Московские куранты» был награжден орденом Ленина. Им в СССР отмечали за особо выдающиеся заслуги героев труда, фронта, предприятия, колхозы, города, республики. Орденоносец Дьяконов-Дьяченков играл все, всех и вместе с тюменским драматическим театром — везде — от Шаима до Ишима.
Спектакль в чистом поле
«Театров не было, даже домов культуры не было. Это были площадки, улицы, — рассказывает Надежда Васькова. — У меня есть фото, где спектакль идет в чистом поле. В уборочную они ездили на полевые станы и там в том числе ставили спектакли. Тюменский театр очень любили и ждали в деревнях. Это всегда было большим событием. Огромные газетные развороты были посвящены гастролям тюменского театра и в республиках, и в наших районах».
Эпоха большой тюменской нефти в главном театре области — это эпоха главного режиссера Евгения Плавинского. Он руководил труппой без малого четверть века — с 1961 по 1984 годы. В 1970-е он считался одним из лучших в стране постановщиков. В Тюмени Плавинский сделал актерский театр, он приучил публику ходить на имя исполнителя главной роли. Ради этого не побоялся приглашать в труппу артистов из сильных театров страны и воспитывать своих звезд из молодых актеров. Так тюменский драматический Евгений Плавинский и вывел на главные роли.
«Новый сезон — сезон ответственный, первый послесъездовский, — говорил в 1981 году главный режиссер Тюменского драмтеатра Евгений Плавинский. — Нам бы хотелось его провести так, чтобы тюменцы были нами довольны. Нам бы хотелось, чтобы тюменцы любили свой драматический театр, если хотите — гордились им».
«Гастролировали каждое лето, почти все три месяца, это была такая интенсивная работа. Месяц на севере, месяц по республикам СССР, месяц по России. Когда они жили дома, я не понимаю?» — удивляется Надежда Васькова.
«…я чуть не разревелся»
Нефтегазовую тему тюменский драмтеатр просто обязан был отразить. Область бурлит, добыча растет, а советский театр — это театр реалистичный. Производственная тематика — одна из главных в репертуаре.
«Стали просить тюменских авторов, чтобы они готовили пьесы по своим произведениям, где идет речь об освоении Сибири, об истории. Так появились первые пьесы Зота Тоболкина, Константина Лагунова и других. Это вызывало, с одной стороны, интерес, с другой — это показывало, что не все авторы могли быть театральными авторами», — отмечает Надежда Васькова.
Зот Тоболкин — журналист Тюменского областного телерадиокомитета и писатель. Его повести, рассказы и романы во многом автобиографичны, в них масса деталей и ситуаций, которые он переживал сам, и масса не выдуманных героев. Свое первое драматическое произведение он посвятил геологам, открывшим первое на тюменской земле газовое месторождение в Березово. В 1972 году пьесу поставили в тобольском драмтеатре.
«В своих записях он отмечает: «Я оглушен, я поражен, не верится, первая премьера в театре, где я хотел быть когда-то поставленным, и вот сбылось. Не чудо ли это? Победа, можно кричать «Ура!». Пьеса «Геологи» принималась зрителями оглушительно, аплодисменты бешеные. Вызывали на сцену меня, я чуть не разревелся», - рассказывает Нэлли Тоболкина.
Тюменский драматический после успеха пьесы Тоболкина в Тобольске выдержал мхатовскую паузу — и поставил сразу три спектакля по его произведениям. «Геологов», «Сказание об Анне» по пьесе
«Баня по-черному» в 1975-м Тюменский драмтеатр показывает на одной из самых знаменитых сцен страны — Московского театра имени Вахтангова. Тепло принимает столица и «Сибирскую балладу».
«Газета «Правда» писала тогда: «Если искать кульминационную точку, на которой поднимается наш интерес к театру, то можно назвать «Сибирскую балладу» Зота Тоболкина, от поэтической драматургии этого автора веет свежестью жизненного восприятия», — цитирует Нэлли Тоболкина.
«А за что любили тюменский театр? За мастерство. Я вспоминаю те эпитеты, которые сквозили в рецензиях. За неравнодушие, за то, что это театр с душой, за умение выбирать пьесы, за режиссуру», - свидетельствует Надежда Васькова.
Тюменский драмтеатр занял свою нишу и на тюменском телевидении. С самого начала вещания в прямом эфире шли спектакли. Потом их стали снимать как телефильмы.
Так, например, вышел кинодебют молодого актера Леонида Окунева в телеспектакле «Великие голодранцы».
«Это, наверное, было дико сложно сделать — участвовали актеры театра, они же были и режиссерами, тот же Дьяконов-Дьяченков. И вообще тюменское телевидение в большей степени вышло из театра», — утверждает Надежда Васькова.
Театр кукол для взрослых
Из тюменского драматического вырос и тюменский театр кукол — еще одна звезда культуры эпохи большой нефти. Он начинался в 1945 году, когда актриса тюменской драмы Екатерина Стивина предложила играть детские спектакли с куклами.
Этот театр так быстро обрел силу и популярность, что представлял СССР на международных фестивалях в Болгарии, Румынии, Польше, ГДР. По родным просторам театр кукол гастролировал постоянно, причем одна часть труппы ехала на север области, другая — на юг. Тем более, что он в принципе постоянно жил на чемоданах — почти 20 лет труппа скиталась по съемным углам то в концертном бюро, то в драмтеатре, то в городских школах. Поэтому тюменский театр кукол еще называли «блуждающим театром».
В 1973-м он получает собственное здание с залом на 400 мест и чудесными деревянными часами-теремком, которые отсчитывают театральное время уже третьему поколению маленьких тюменцев. А главный кукольник Советского Союза Сергей Образцов курирует тюменскую труппу.
«Оказывается, это очень близко, совсем рядом от Москвы, я успел только заснуть и проснулся уже в Тюмени, — в 1979 году говорит Сергей Образцов. — И мы очень счастливы, что прибыли в вашу удивительную область, имеющую большое значение. Я как-то понял это по-настоящему широко сейчас. Меня смотрят не только тюменцы, но и люди в области, в разных ее уголках. Я желаю им удачи в работе, огромной и нужной, которую они делают для всей нашей страны, и счастья вашим ребятам».
В 1980-х Тюменский театр кукол буквально взрывает культурное пространство. Зрители стоят в очереди через всю улицу Кирова в Тюмени, чтобы достать билет в детский театр на спектакли для взрослых. Хиты сезонов — «Забыть Герострата», «До третьих петухов» и «Лысая певица». Актеров, которые всегда работают за ширмой, узнают на улицах — Станислав Железкин, Нина Вальтонс, Александр Глебов.
«Для нас кукольный театр — это куклы. А здесь были живые люди, иногда в масках, иногда без. Они, оказывается, играют так же, как драматические актеры, вот что было удивительно, — признается Надежда Васькова. — Это были энтузиасты, это были такие люди, которые горели этим. Они все были молоды, очень талантливы. Это неправда, что в куклы идут люди, не добившиеся успеха в драмтеатре».
Продолжение следует.