За время работы в профессии Оленберг сыграл много ролей. Но, по его словам, у каждого актера есть огромное кладбище несыгранных ролей.
Моноспектакль «ОдноврЕмЕнно» по одноименной пьесе Евгения Гришковца состоялся на сцене тюменского драмтеатра 22 января. Это не первый спектакль по Гришковцу, поставленный в драме («Зима», 2005). Однако как моноспекткль — дебют. Моноспектакль — это действо, когда на сцене на протяжении всей пьесы находится один исполнитель. В нашем случае — заслуженный артист России Сергей Оленберг. Первое время видеть на сцене только одного актера довольно необычно. Но вскоре к этому привыкаешь, и даже забывается, что ты в театре, а перед тобой артист. Кажется, что Сергей просто собрал всех и рассказывает, что его беспокоит, о чем ему думается. С пьесами своего земляка (оба с Кузбасса) Оленберг познакомился в 2000 году. Тогда друзья актера прислали ему машинописный вариант «ОдноврЕмЕнно». Сергея сразу же захватил Гришковец. «В его произведениях есть переклички с каждым из нас. Он обращается к детской памяти. В обычных вещах видит необычное», — говорит Оленберг. Когда Сергей делал спектакль, а было это еще до того, как актер приехал в Тюмень и стал работать в театре драмы (2008), спектакль Гришковца он не видел. Оленберг не скрывает, что к постановке «ОдноврЕмЕнно» подходит иначе, нежели автор пьесы. «Он рассказывает про себя, я — про себя», — сказал актер зрителям на творческой встрече после спектакля. Оленбергское «ОдноврЕмЕнно» видели в Омске, в Ессентуках, на Камчатке. Теперь и в Тюмени. Каждый раз спектакль получается разным. «Были бы другие люди, и спектакль получился бы другим, другой тональности», — говорит Оленберг. Иногда ему приходится импровизировать. Например, в этот раз спектакль начали без должного музыкального сопровождения — опоздал звукорежиссер. Почему без должного, а не совсем без него? Дело в том, что почти на всех спектаклях присутствуют зрители, которым хоть заповторяйся, а телефон они свой не выключат. «ОдноврЕмЕнно» не стало исключением. Сергею Оленбергу пришлось с этой просьбой обратиться к зрителям, будучи в роли. Уже после спектакля оказалось, что залу парочка невоспитанных подростков мешала сильнее, чем актеру. «Жанр этого спектакля вполне позволяет мне вывести их», — объясняет Оленберг. И он бы сделал это, если было бы нужно. Раз уж зашел разговор о незапланированном музыкальном сопровождении, скажу и о неудачном соседстве малого зала и ресторана. В самые лирические моменты, когда звучала приятная мелодия, актер говорил важные слова, из-за стены громко раздавались танцевальные ритмы. Это отвлекало, сбивало с нужного лада. Вернемся к творческой встрече. Зрители были активными, задавали один вопрос за другим. Спрашивали обо всем: работе, армии, учебе. Оказывается, что Оленберг пришел в профессию совсем юным. После восьмого класса он поступил в Иркутское театральное училище. На тот момент Сергею было всего 14 лет. Заинтересовала зрителей и дипломная работа Оленберга. Это был «Исполнитель желаний» Андрея Курейчика. На основе пьесы Курейчик позже написал сценарий к фильму «Любовь-Морковь». Сергей сразу же объяснил, что у него тогда были совсем другие акценты и темы. За время работы в профессии Оленберг сыграл много ролей. Но, по его словам, у каждого актера есть огромное кладбище несыгранных. У него это Ромео, Меркуцио, Тибальд. «Они уже давно похоронены для меня. Правда, я никогда о них и не мечтал», — говорит артист. При этом Оленберг считает, что не существует той роли, в которой актер раскрывается полностью. «Если артист доволен самим собой после спектакля — гнать его поганой метлой», — заявляет Оленберг. Та роль, в которой ты раскрываешься полностью, она всегда впереди. Ты к ней идешь и по пути делаешь что-то хорошее, важное.22 января состоялся первый показ «ОдноврЕмЕнно». Теперь он войдет в репертуар театра драмы. Следующий спектакль Сергея Оленберга пройдет 18 февраля.