Необходимо сформировать силы гражданской киберзащиты, считают некоторые специалисты.
_Сегодня в нашем городе проходит VI всероссийское совещание по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав._
Самые актуальные вопросы, связанные с безопасностью детей и подростков, обсуждают сразу на трех площадках. На одной рассматривается опыт специалистов по индивидуальной работе со школьниками, на второй — ищут самые эффективные пути повышения грамотности родителей.
Корреспондент «Вслух.ру» побывала на площадке, где специалисты комиссий по делам несовершеннолетних пытаются осмыслить вызовы цифровой эпохи, в том числе найти способы, которые помогут школьникам противостоять опасностям соцсетей и другого интернет-контента.
В интернет — за самоидентификацией
Так, например, один из спикеров — Андрей Творогов, член Союза журналистов России, учредитель УРОО «Центр предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма» (г. Ульяновск), обратил внимание на психологический аспект подросткового возраста, который сегодня невозможно анализировать вне интернета, где ребята проводят большую часть своей жизни.
— Современный подросток существует (и социализируется) одновременно в двух социумах: в реальном и медийном (виртуальном). При этом медийная среда очень сильно влияет на его сознание, меняя его. Поэтому важно понимать, как грамотно взаимодействовать с этой новой медиареальностью, — отметил он.
На просторах же сети происходит и индивидуализация ребенка. Его талант сегодня может быть известен не только соседям, одноклассникам, горожанам и стране, но и всему миру — и это очень сильно меняет процесс самоидентичности несовершеннолетнего человека.
Докладчик напомнил о современном понятии «глобальная деревня» — это ситуация, когда человек, который живет на другом конце земного шара, благодаря интернету так же нам близок, как и тот, кто живет на соседней улице.
«Подросток испытывает кризис самоидентичности: он не может понять: чем он лучше других, как ему выделиться? Раньше, когда не было интернета, сделать это было проще», — акцентирует внимание Творогов.
Что в итоге? Подростки находят для самоидентификации самый простой способ — обращаются в так называемые деструктивные группы (суицидальные, экстремистские, криминальной направленности и другие). Индивидуализироваться в них просто — для этого не надо, например, как спортсменам, годами тренироваться и занимать призовые места на соревнованиях, достаточно заявить о себе либо совершить плохой поступок. Подростки прибегают именно к такому способу. Вхождение в эти группы имеет низкий порог, что тоже облегчает попадание в них.
Что делать? Андрей Творогов считает, что блокировкой или удалением проблему не решить, как и одной-двумя просветительскими лекциями в год.
По его мнению, наряду с курсом ОБЖ в школе необходимо начать преподавание курса медиагигиены (медиаграмотности, цифровой грамотности), чтобы школьники знали законы медиареальности и понимали, где таится опасность, какие последствия ждут участников той или иной группы.
Но проводить такие занятия, по мнению Андрея Николаевича, должны специалисты информационных технологий, которые знают законы сети. В качестве примера он привел бизнес, который давно работает не только в реальном пространстве, но и в соцсетях, используя современные технологии.
Такой же специалист необходим и для профилактики асоциальных явлений среди подростков в интернете. «Для всех, кто работает с подростками, интернет — это новая возможность взаимодействия с ними, такого никогда не было! Но для этого нужно самому быть грамотным!» — отметил спикер. В современной экономике такие специалисты — самые востребованные, чтобы они пошли в сферу образования, им важно предложить хорошую зарплату.
Еще одно из предложений докладчика — возможность практикам опираться на современные научные разработки. Цифровая среда меняется с огромной скоростью, но специалисты, работающие с подростками, должны владеть самыми современными методиками.
Гражданская киберзащита
Юлия Дмитриева, директор Центра студенческих инициатив «Северо-Запад» из. Санкт-Петербурга, уверена, что большинство негативных явлений — суицидальные, экстремистские, наркомания и другие — инициируются через интернет или, как она называет, через киберсреду, правил поведения в которой нет.
По сути, говорит эксперт, идет информационная война, только никто не видит ее, так как она проходит в «серой зоне» — через информацию, через игры, песни, сериалы… Сегодня так формируются нужные установки.
Задача взрослых — научиться ориентироваться в этой воинственной киберсреде, понять, с помощью каких инструментов идет воздействие на мозг ребенка.
Ответные меры — формирование сил гражданской киберзащиты.
По словам Юлии Дмитриевой, защита включает в себя анализ и блокировку негативного контента, а также — создание и распространение разумного контента, просветительскую работу в форме школ кибербезопасности. Защищать подростков от негативного воздействия кибесреды, уверен эксперт, нужно уже на региональном уровне, создавая «сообщества по защите от негативного влияния извне».
В качестве примера она рассказала о проекте «Ленинградская область — территория безопасности», в рамках которого подростков учат, как себя правильно вести в интернете и как создавать разумный контент.
_Фото smolnarod.ru_