Хозяева бала — Мара Константиновна Олив, Елизавета Константиновна Потехина, Александр Всеволодович Всеволжский и даже сам Папа Римский — благосклонно взирали на гостей из новых золотистых рам, радуясь, наверное, встрече с тюменскими зрителями после полуторагодичного расставания...
8 июля в музее изобразительных искусств был светский раут — блистали старинные платья
и бокалы с шампанским, играл струнный квартет «Амати», звучали торжественные речи. Хозяева бала — Мара Константиновна Олив, Елизавета Константиновна Потехина, Александр Всеволодович Всеволжский и даже сам Папа Римский — благосклонно взирали на гостей из новых золотистых рам, радуясь, наверное, встрече с тюменскими зрителями после полуторагодичного расставания.
В марте прошлого года постоянную экспозицию закрыли, отправив 63 лучшие картины из коллекции русской живописи
Опыт не-узнавания собственных картин в новой обстановке совпал для музейщиков с необходимостью ремонтировать залы первого этажа ТМИИ, где располагается основная экспозиция. Не будь этого знакомства с высокими стандартами Третьяковки, сотрудничества с одним из лучших экспозиционеров страны Ниной Дивовой, — кто знает, — может, не увидели бы мы шикарного по тюменским меркам выставочного пространства, в котором ценитель искусства чувствует себя не диссидентом, идущим против повального увлечения поп-культурой, а долгожданным и Очень Важным гостем.
Как оказалось, для полного преображения галереи нужно не так уж много — загородить ширмами отбрасывающие блики окна, подобрать выгодный — насыщенно-розовый — цвет для стен, установить профессиональные точечные светильники, выхватывающие из роскошного полумрака только картины.
Штормовая «Ялта» Айвазовского, умиротворенный «Родник в лесу» Шишкина, сказочный «Мост Фердинанда в Вене» Чернецова, величественный «Вид на Зимний дворец» Патерсена — в небольшом, но по-новому просторном зале не тесно самым разным историям, самым несопоставимым видам. Даже обычно непонятная, но неизменно вызывающая священный трепет «Композиция» Кандинского открывает внезапно свое тайное значение. В смешении пятен и линий вдруг явственно обозначается модель мира — земной шарик с деревьями антенн и купами деревьев, с кривоватыми столбиками домов и фонарей, зелеными трубами заводов, с круглыми скалами и волнами морей-ручейков, солнце — желтый глаз с ресничками — и сатурны, юпитеры, сверхновые и даже, как будто, Иван-дурак, осваивающий мировое пространство в утлой лодчонке с разноцветными веслами. После нескольких лет путешествий по зарубежным выставкам картина 1916 года нашла свое место в обновленном зале музея.
По-новому предстает и любимый многими тюменцами портрет Прасковьи Михайловный Карцевой (1820 г.) — московские эксперты атрибутировали картину, опознав автора. Живописец Николай Аргунов принадлежал к известному роду художников, в тюменской коллекции есть «Портрет статского советника» кисти Ивана Петровича Аргунова.
Вообще, постоянная экспозиция долгое время занимала три сообщающихся помещения — небольшой зал и две галереи, и к концу года директор ТМИИ Надежда Васькова рассчитывает завершить их реконструкцию. Уже сейчас во всех залах первого этажа установлена пожарная и охранная сигнализация, почетным экспонатом сокращенного варианта «Золотой карты» стал величественный шкаф регулятора температурно-влажностного режима. До окончания ремонта в открытом уже зале экспозиция будет меняться — самые последовательные гости музея смогут увидеть все шесть десятков лучших экспонатов. Ну, а потом у музея появится возможность приглашать к себе выставки самых знаменитых музеев России — принять их можно будет на должном уровне.