События происходили в разное время и при разных обстоятельствах, но оба аса проявили поистине русский характер.
Первому в Тюменской области Герою Российской Федерации Владимиру Ильичу Шарпатову в этом году (21 марта 2025 года) исполнилось 85 лет. Мировую известность он получил 16 августа 1996 года после дерзкого побега на самолете Ил-76 из плена на территории Афганистана. Удивительную историю вспоминает писатель и краевед Александр Петрушин, сравнивая побег Шарпатова с побегом из немецкого плена советского летчика Михаила Девятаева.
Экипаж — с бору по сосенке
Самолет Ил-76, принадлежавший акционерной авиационной компании «Аэростан» Республики Татарстан, с экипажем в составе семи граждан России был захвачен 3 августа 1995 года представителями вооруженного движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России. — Ред.)
Обстоятельства и причины этого преступления, условия пребывания Шарпатова и членов его экипажа в неволе в качестве политических заложников, содержание переговоров российской стороны с талибами (участники признанного в России террористическим и запрещенного движения. — Ред.), подготовка экипажа к побегу и полет навстречу свободе изложены в романе-хронике «Побег из Кандагара» тюменского писателя Александра Мищенко (2003).
В книге использованы дневниковые записи, которые Шарпатов вел в плену, его рассказы о психологическом состоянии экипажа и надеждах на участие государства в их освобождении. Автор не скрывает сложных отношений командира воздушного судна и экипажа, который до полета в Афганистан не был сложившимся однородным коллективом.
«Экипаж у меня подобрался с бору по сосенке», — вспоминал Шарпатов. — Радист Вшивцев только допуск получил. Я считал, что для полетов он еще слаб. Бортинженер Аббязов и штурман Здор тоже по сути еще не летали, и только влились в строй. Инженеры Бутусов и Рязанов — свеженькие люди, с авиазавода пришли. Второй пилот Хайруллин — майор, бывший военный летчик, но у него два года перерыв в полетах…".
Главная заслуга Шарпатова как неформального лидера в экстремальных условиях заключалась в личном осознании необходимости освобождения из-под стражи собственными силами. Ему удалось убедить всех членов экипажа в реальности побега на своем Ил-76, захваченном талибами (участники признанного в России террористическим и запрещенного движения. — Ред.) Удалось благодаря своему происхождению, воспитанию, жизненному опыту, летному мастерству, воле к свободе и убежденности в победе.Побег
Настоящим экипажем семерка стала 16 августа 1996 года на 379-й день плена во время разрешенного осмотра своего Ил-76. Выбрав момент, по условному сигналу разоружили троих, утративших бдительность охранников, подняли самолет в небо и взяли курс на Объединенные Арабские Эмираты. В то время судьба всех российских пленников зависела от действий каждого, как судьба одного — от действий всех.
Они летели навстречу свободе, известности, славе, но — и домыслам некоторых средств массовой информации, досужей молве обывателей, что летчиков выкупили или обменяли, а побег был организован российскими спецслужбами.
Эти необоснованные подозрения и злопыхательство были официально опровергнуты Указом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 22 августа 1996 года № 1225: «За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, присвоить звания Героя Российской Федерации:
Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу — второму пилоту.
Шарпатову Владимиру Ильичу — командиру самолета.
Наградить орденом Мужества:
Аббязова Асхата Минахметовича — бортинженера.
Бутусова Сергея Борисовича — ведущего инженера.
Вшивцева Юрия Николаевича — бортрадиста.
Здора Александра Викторовича — штурмана.
Рязанова Виктора Петровича — ведущего инженера".
23 сентября 1996 года, через 39 дней после побега из Кандагара, Тюмень торжественно встречала своего героя. В здании областной администрации Владимира Ильича, его жену Юлию Викторовну, сына Евгения Владимировича приветствовали губернатор Тюменской области Л.Ю. Рокецкий, руководители области и города, представители общественных организаций, предприятий, учреждений, воины Тюменского гарнизона и журналисты.
По мотивам романа-хроники Мищенко и при консультации самого Шарпатова снят художественный фильм «Кандагар». Роли командира Ил-76 и второго пилота исполнили Александр Балуев и Владимир Машков. Премьера фильма состоялась 4 августа 2010 года.
Аналогия с Девятаевым
Дерзкий побег Шарпатова и его экипажа из Кандагара нередко сравнивают с подвигом Михаила Петровича Девятаева (1917 — 2002), гвардии старшего лейтенанта, летчика 104-го гвардейского истребительного полка 9-й гвардейской истребительной авиационной Мариупольской Краснознаменной орденов Ленина и Богдана Хмельницкого дивизии. Этим соединением с 24 апреля 1944 года командовал уроженец Новосибирска, трижды Герой Советского Союза (май и август 1943, 1944) полковник А.И. Покрышкин (1913 — 1985), будущий маршал авиации (1972). Его летчики с 1943 года и до Победы воевали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра» (их поступило из США в СССР по ленд-лизу 7352). За это время они сбили 1419 немецких самолетов.
13 июля 1944 года при отражении вражеского авиационного налета в районе Львова ленд-лизовская «Аэрокобра» Девятаева была повреждена в воздушном бою. Раненый пилот, получивший множественные ожоги, при приземлении с парашютом захвачен в плен. Его заключили в Лодзинский лагерь для военнопленных летчиков (Шталаг Люфт II), где он мог дождаться окончания войны. Но Девятаев готовится к побегу через подкоп под сторожевое ограждение. По доносу предателя 13 августа разоблачен и отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен. Там с помощью лагерного парикмахера подменил нашивной номер смертника на бирку штрафника Степана Никитенко. В октябре перемещен в концлагерь на остров Узедом в Балтийском море, где на полигоне Пенемюнде шла сборка так называемого «оружия возмездия» — крылатой ракеты ФАУ-1 и баллистической — ФАУ-2.
В феврале 1945 года, 80 лет назад, группа советских военнопленных из десяти человек под руководством Девятаева ликвидировали конвоира, захватили немецкий бомбардировщик Хе-111, на котором совершили перелет через линию фронта в расположение частей 61-й армии генерал-полковника П.А. Белова (1892-1962).
Позднее Михаил Петрович вспоминал: «…Сбились мы в группу — трое заговорщиков. Кроме меня — Иван Кривоногов, взводный в сорок первом и владеющий немецким языком Володя Соколов по прозвищу Курносый. Потом развернулись в десятку русских. О том, что я летчик знали только первые двое. И те едва верили, что я справлюсь с управлением бомбардировщика. Но решились. Надеялись…»
Сходство побега Девятаева с товарищами из фашистского плена с полетом экипажа Шарпатова из афганского заточения не только в авиационном исполнении, но и в одинаковом лидерстве командиров, их способности убедить сомневающихся и колеблющихся пленников в реальности достижения свободы при общности действий.
Только в отличии от достойной государственной оценки самостоятельного освобождения экипажа Ил-76 из плена, командира советских военнопленных, захвативших вражеский самолет, Родина встретила неласково. После короткого дознания в отделе военной контрразведки «Смерш» 61-й армии 1-го Белорусского фронта семеро из десяти участников побега из немецкого концлагеря (Сердюков, Олейник, Адамов, Немченко, Соколов, Кутергин, Урбанович) были зачислены в стрелковые роты 397-й стрелковой Сарненской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии и погибли в боях по освобождению Польши.
Самого Девятаева и офицеров Кривоногова и Емеца отправили в один из фильтрационно-проверочных лагерей НКВД СССР. Их показания о техническом оборудовании немецкого ракетного полигона Пенемюнде использовались в работах режимного (лагерного) конструкторского бюро под руководством С.П. Королева в Казани. Этот ученый, необоснованно репрессированный в конце 30-х годов, до 1942 года находился в заключении на Колыме.
Перед выводом на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году Королев (1907 — 1966) рассказал о судьбе Девятаева Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву (1894 — 1971). Тот распорядился о восстановлении Михаила Петровича в партии и о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года «за проявленные мужество отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны». О его подвиге рассказала газета «Советская Татария» и изданы воспоминания героя «Побег из ада», в которых ни слова о послевоенных ограничениях в правах и запрете летать.
По мотивам этой книги (архивное фильтрационно-проверочное дело на летчика не рассекречено) режиссер Бекмамбетов в 2001 году снял военно-исторический художественный фильм «Девятаев», в котором главную роль исполнил актер Павел Прилучный. В заключительной сцене он управляет теплоходом «Ракета», который, удаляясь, сменяется космической ракетой. Дается пояснение, что благодаря документам, находившимся в угнанном Девятаевым немецком самолете Хе-111, был создан первый советский искусственный спутник Земли.Русский характер
Действительное духовное и профессиональное значение самостоятельных действий по обретению свободы Михаил Девятаев раскрыл при оценке побега экипажа Ил-76 из афганского плена: «…Мы тогда, в феврале 1944-го, и потом в августе 1996-го показали всему миру характер русского человека. Подтвердили, что в наших авиационных училищах готовят хороших летчиков. Взять Володю Шарпатова. Год ведь не летал. Но — справился. Молотчага и все!».
В наше тревожное время нередки случаи насильственного захвата и удержания граждан России разного рода террористическими, незаконными вооруженными организациями или формированиями. Не всегда по разным объективным и субъективным причинам возможно успешное силовое или оперативное освобождение заложников, их выкуп или обмен. Тогда для своего спасения пленникам необходим другой, негосударственный ресурс. Это: знания, жизненный и профессиональный опыт, желание и умение по сплочению единомышленников.
Фото: Вслух.ру, culture.ru