Dipol FM | 105,6 fm

Лесовоз с детьми и самовары для японцев. Воспоминания бывшего пионервожатого

Пионерлагерь «Океан» на Дальнем Востоке — главное приключение в жизни Дмитрия Потребы.

Дмитрий Анатольевич Потреба родился в Воронеже. Воспитывался в детском доме. Проходил обучение на вожатого в Москве, потом работал в пионерлагере «Океан» на Дальнем Востоке. Сейчас Дмитрий Анатольевич руководит детским морским центром «Алый парус» в Тюмени и с удовольствием вспоминает былые приключения в честь прошедшего 19 мая столетия советской пионерии. И вот про что он рассказал…

Про обучение и свадьбу

В Советском Союзе практиковался необычный формат назначения на должности. Объявлялся конкурс по всей стране, и по его результатам уже участники направлялись через мандатную комиссию ЦК в те или иные точки работы. Меня отобрали от Амурской области еще с одной девочкой и отправили учиться в школу подготовки вожатых в Химки. В ней учились все вожатые союзных лагерей: «Артек», «Орленок» и прочие. Огромная такая школа, представляешь масштаб?

После химкинской школы разлетались по местам работы и уже там продолжали доучиваться на практике. Там же, на Дальнем Востоке, познакомился с будущей женой Марией Евгеньевной. Свадьбу сыграли на фрегате «Паллада», он как раз недавно зашел в порт Владивостока. С тех пор уже 35 лет вместе.

Вожатский костюм всегда как раз: не на нашем герое, так на его женеВожатский костюм всегда как раз: не на нашем герое, так на его жене

Про воспитание и прогресс

Сейчас, с высоты прожитых лет, понимаешь, что пионерские годы — это лучшее, что со мной было. Не столько галстуки и торжественные линейки, сколько понимание важности, необходимости этого масштабного движения. Ведь это труд десятков и сотен тысяч людей, работающих в одной упряжке. И труд, надо признать, был интересным. Мы бились за детей, за их воспитание. А они, соответственно, потом вырастали и принимали эстафету.

После распада Советского Союза идеологии не осталось, разом рухнуло все, что мы делали. В итоге имеем то, что имеем. Не думай, что я ворчун какой-то, сокрушаюсь, как все стало плохо. Я не против прогресса, не против компьютеров, мобильных телефонов, это все очень важно и нужно. Вопрос в том, как их использовать, во благо или во вред.

Тюменская сменаТюменская смена

Про самостоятельность и постиранную футболку

Детям не хватает заботы. Даже из, казалось бы, благополучных семей. Подходит мальчишка, говорит: «Дима, дай наподушник». Чего? Какой наподушник? Оказалось, ребенок не знает слово наволочка. Надо пришить пуговицу, а ребенок не умеет. Во втором классе. Учишь элементарным вещам: вставлять нитку в иголку, делать стежки, узелки. Футболку стирать не умеет, носки ни разу в жизни не стирал.

Когда приехали в конце смены за ним родители, мальчишка радостно выбегает с криком: «Мама, я футболку постирал сам!» А мама вместо похвалы двумя пальцами берет эту футболку и отбрасывает в сторону: гадость, новую купим. Сразу вся педагогика коту под хвоста. В таких вот тепличных условиях мальчишка и рос. Правда, отец, дождавшись, когда мать выйдет, подошел ко мне и пожал руку: «Спасибо, вы помогаете детям стать людьми». Потом выяснилось, что это был генерал-лейтенант, командующий пятой танковой армией.

Приехал как-то в лагерь мальчонка из Тувы с забавным именем Партизан. Он всю жизнь пробегал босиком, там же степи, земля мягкая, удобно. А тут для лагеря специально родители купили ему кроссовки. Дешевенькие, но все же. И смотрю, в лагере продолжает бегать босиком. Что такое, спрашиваю, у тебя обуви нет? Есть, говорит, вот. Достает кроссовки, а они ни разу не ношенные, связанные шнурками между собой. Просто парень понимает, что раньше ему такие подарки не делали. И неизвестно еще, когда сделают в будущем. Вот и берег, как чудо какое-то. Сидел в уголке, рисовал на них ручкой орнаменты, украшал.

Про вьетнамских детей и соевый соус

Говорят, иди встречай, вьетнамские дети приехали. Прихожу на пристань: где? кто? А вон, показывают пальцем в море. Оказывается, детей привезли на лесовозе, огромном сухогрузе, который вообще не предназначен для перевозки людей. Они прямо между стволов деревьев сидят, так и приплыли.

Перегрузили кое-как на трамвайчик, привезли в лагерь. Голодные же, кормить надо. А чем? Спрашиваю у поварихи, что у нас есть. Только манная каша. Ну, посадили всех на стол, навалили каши по тарелкам. Сидят, молчат, к еде не притрагиваются. Хотя голодные. Начали разбираться в чем дело. Оказывается, они без соуса вообще ничего не умеют есть. Мы тогда и слова-то такого «соус» не знали. Повезло, что для японской делегации специально завезли кетчуп и соевый. Так они с этими соусами манную кашу так уминали, что за ушами трещало.

Память об интересных будняхПамять об интересных буднях

Про самовары и фотоаппараты

С японскими детьми тоже забавная история связана. Привезли к нам — лагерь же международный — детей членов совета директоров компании «Панасоник». Дети небедные, да и страна технически развита. Приезжают такие деловые все, на шеях висят видеокамеры, фотоаппараты, так называемые мыльницы. Мы в глаза не видели такие, чудо инженерной мысли. Ходят, щелкают что-то, снимают.

И вот конец смены, готовим иностранцам памятные подарки. Вьетнамским детям небольшие самоварчики такие, сувенирные, а японцам — наши фотоаппараты, подарок первой категории. Бежит ко мне фотограф: «Дима, это скандал, будет скандал, надо срочно что-то делать!» Что случилось? Выяснилось, что наши фотоаппараты для японцев — это просто смешно. Зачем им условные «Смена» или «Зенит», когда у них сплошной «Панасоник». Этими «Панасониками» и лагерь весь уставили, оплата за отдых. И вот такая глупая ситуация. Что делать? Выкрутились изящно: фотоаппараты подарили вьетнамцам, а самовары японцам. В восторге были и те, и другие.

Про организацию и письмо маме

Смена делится на три периода: организационный, основной и итоговый. Организационный — дети заезжают, знакомятся, играют, планируют дальнейшую деятельность. Основной — когда реализуется все запланированное в организационном. И итоговый — прощание, отъезд, слезы. Организационный период важен тем, что дети начинают коммуницировать друг с другом, налаживать отношения. Именно от него зависит, насколько ребенку будет комфортно дальше.

И вот приезжает к нам девочка из Молдавии. Ни слова по-русски не понимает, общаемся через переводчика и жестами. Просит бумагу, написать письмо маме. Ну это логично, ребенок скучает. И через пару недель взмыленная прилетает из Молдавии мама. Показывает письмо, в котором девочка слезно просит ее забрать обратно, здесь плохо, просто ужасно. Пока письмо дошло, пока мама приехала, девочка уже освоилась, ей все нравится, уезжать не хочет. Пришлось маме искать себе жилье до конца смены, не будешь ведь все время туда-сюда мотаться.

Даже обои у Дмитрия Потребы напоминают о кораблях и парусахДаже обои у Дмитрия Потребы напоминают о кораблях и парусах

Про беспризорников и общий язык

Очень важно, чтобы вожатый, воспитатель смог проявить себя, стать для ребенка авторитетом. Был случай, когда меня, уже начальника, позвали на конфликт вожатого с подопечным. Ребенок беспризорный, вырос в неблагополучной семье, общался с такими же сверстниками, наблатыкался, улица воспитала. И вот что-то с вожатым они закусились. И мальчишка, пятиклассник, с ходу нагрузил разговорами вожатого так, что тому даже ответить нечего было. Стоит весь красный, злой. А сказать нечего, парень его растоптал своими блатной логикой, забазарил, можно сказать. Все, авторитета нет. Что ты можешь сделать? Только ударить. А это ни в коем случае нельзя!

Ну я отозвал вожатого, объяснил, что такую ситуацию в принципе допускать нельзя. А вообще лично мне с трудными подростками легче работать. Они больше приспособлены к жизни, навидались, из них получаются отличные помощники. Да и сам я ведь из детского дома, так что общий язык находим.

Про надежды и перспективы

И главное для воспитателя — организовать процесс развития и общения детей так, чтобы все были довольны, чтобы всем это шло на благо. Чтобы не было какой-то дедовщины в коллективе. Надо всегда быть вместе с ребятами, не отпускать их. Казалось бы, прошло всего лишь одно поколение без советской идеологической закалки, а рухнуло все. Сейчас вот приходится заново с нуля все строить. Надеюсь, все получится…

(0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.