Dipol FM | 105,6 fm
102.34
106.54

Когда молчание - не золото: о неграмотном пиаре на примере резонансных событий

Ошибки совершают все, но важно, как вы с ними работаете и какие уроки извлекаете на будущее.

Что общего у столкнувшегося с поверхностью Луны станции «Луна-25» и шприца с наркотиком, найденном в каршеринге в Москве? Правильно, неграмотные действия пиар-служб. Сегодня — о том, как делать не надо.

Одна история — про работу с ожиданиями, вторая — про работу с последствиями. И там, и там есть работа с негативом. И там, и там не получилось до конца выровнять ситуацию в позитивное русло.

Для того, чтобы нам быть с вами в одном информационном поле, вот выдержки из двух новостей:

1. Российский аппарат «Луна-25» потерпел крушение, столкнувшись с поверхностью Луны. Роскосмос сообщил о внештатной ситуации на борту при переходе на предпосадочную орбиту, после этого связь оборвалась.

2. «В столичную полицию поступило сообщение, что в арендованной машине каршеринга ребенок укололся о найденный на заднем сиденье шприц с неизвестным веществом. В нем, согласно проведенной экспертизе, обнаружены следы наркотического средства», — говорится в сообщении МВД. Следствием ОМВД по району Крылатское возбуждено уголовное дело о незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств (ч. 1 ст. 228.1 УК).

Что не так с первой историей?

1. Начнем с нейминга. Работа с ожиданиями начинается как раз с него. И тут есть большие вопросы. Почему «Луна-25»? Это двадцать пятая попытка? Тогда хорошо бы узнать, а что было с остальными. Или это 25-я версия аппарата, тогда чем она круче остальных и какие новшества добавлялись? Или это счастливое число или дата рождения руководителя миссии. История умалчивает. В параллель мы узнаем об удачной миссии индийского «Чандраян-3» на Луне. Но тут сразу понятно, что это третья миссия.

2. Отсутствие предварительной информации в информационном поле. Миссия готовилась с 1997 года, в ее разработке участвовали выдающиеся ученые со всей страны. Аппарат потерял связь через 8 дней полета, но в большинстве своем мы узнали об этой миссии только после крушения. Никакой пиар-кампании за год, полгода, за пару месяцев, да даже за неделю мы не получили. Отсюда и такая реакция в сети, когда люди не придали значения, не поняли масштаба и сложности.

3. Мало популяризации науки в современном медийном поле. Это касается не только Роскосмоса. Есть большие проекты, есть важные миссии, мы не слышали ничего о Луне-25, как и не слышали о других сферах науки и их достижениях.

4. Мало говорящих ученых. Сколько российских блогеров вы можете назвать? А сколько современных ученых? Хорошо, если вы вспомнили, например, Перельмана. А что он доказал? И это вопрос не только в низкой заинтересованности, сейчас важно пробиваться к своему читателю или зрителю через информационный шум. Но ученые логично заняты наукой. Вот бы им хорошие пресс-службы.

5. Отсутствие информации порождает слухи. Даже когда выяснилось, что миссия закончилась неудачей. Никто в течение нескольких дней не давал подробных комментариев. Все статьи с разъяснениями появились 21 августа. Инцидент произошел 19. В современном информационном потоке — это непростительно долгое молчание. А главное, даже с таким результатом миссия имела ценность. Но мы узнаем об этом гораздо позже.

6. В этой истории не хватило персонализации. Это и история покорения Луны в советское время с 10-ю неудачными миссиями и удачной в 1966 году. Мы не узнали имен героев, готовивших миссию и их уникальных историй. Мы не посвятили ни песен, ни музыки новому витку в освоении Космоса. Звучит грубовато для пиар-стратегии, но эта тема могла стать поводом для сотни информационных поводов как на ТВ, так и в VK-клипах, статьях в телеграм-каналах и радио-интервью, где героями должны были стать люди. А стала информация для одного повода — факта крушения.

7. В непростое время людям важно объединяться вокруг большого дела. Космос — это всегда про смелые мечты и большие надежды. Но такая история пишется годами, а не сухими выдержками из пресс-релиза в течение дня.

А что же не так с каршерингом?

И снова тут речь шла о потере времени в тех местах, когда действовать нужно незамедлительно.

21 августа выходит новость о том, что ребенок укололся шприцом неизвестного происхождения, находившимся в арендованной машине. Ребенок был в момент поездки с родителями, они обратились в полицию. Это началось ранним московским утром. Каналы и СМИ пытаются дозвониться представителю Belka Car, которому принадлежало авто. Но, конечно, безуспешно. В параллель выходит информация, что в шприце находился сильнодействующий наркотик.

22 августа выходит официальный комментарий Belka Car: «Мы на связи с пользователем, готовы оказать необходимую помощь и поддержку. До тех пор, пока будет проводиться следствие, не можем раскрывать никаких дополнительных деталей. По результатам внутренней проверки примем меры относительно пользователя, который нарушил правила сервиса. Буквально до конца августа также будет запущена новая система рейтинга вождения пользователей, которая позволит выявлять нарушителей и точечно работать с такими нарушениями».

Что же здесь не так?

1. Задержка реакции на сутки в таком деле просто недопустима. Общественность взбудоражена. Мало того, что это ребенок, так это еще и наркотики, да еще и посреди бела дня. Тройное комбо.

2. Текст заявления максимально размытый. Да, в интересах следствия нельзя раскрывать определенные данные. Но ведь можно выразить какие-то эмоции, поддержку семье. Вообще на их месте при такой репутационной потере можно было и авто подарить.

3. Отсутствие прямого контакта со СМИ и интернет-изданиями. Это тоже отдаляет нас от бренда. И важно понимать, это бренд, услугами которого пользуются люди. Каждый день. Многократно. Но вы не хотите ни с кем коммуницировать из-за инцидента? Сомнительное решение.

4. Канал Беспощадный пиарщик провел журналистский эксперимент и попытался после случившегося дозвониться на горячую линию Belka Car, чтобы сообщить о внештатной ситуации и узнать, как действовать в этом случае. Как думаете, как скоро ответил оператор? Через 47 минут и 26 секунд!

И что он сказал сделать в случае обнаружения подозрительного предмета, похожего на шприц: оператор предложил (бинго!) действовать «на свое усмотрение», после уточнения «как именно», посоветовал или завершить поездку и закрыть авто или выкинуть предмет и продолжить движение. Как-то не очень похоже на безопасный и клиентоориентированный сервис.

Надеюсь, примеры помогут вам в работе. Совершают ошибки все, но важно, как вы с ними работаете и какие уроки берете на будущее.

Фото: ru.freepik.com

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Новости по теме
Новогодние каникулы в Тюмени и Тобольске: лыжи, ярмарки, горячие источники
Новогодние каникулы в Тюмени и Тобольске: лыжи, ярмарки, горячие источники
Рассказываем, чем заняться в Тюмени и Тобольске в длинные зимние выходные.
#новости Тюмени
#тк
#путешествия
#Тюмень
Что подарить на Новый 2025 год Змеи, и какие подарки под запретом
Что подарить на Новый 2025 год Змеи, и какие подарки под запретом
Дарим вам множество идей для презентов.
#Новый год
#подарки
#идеи
#советы
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Королева стола: как выбрать правильную икру и не разориться
Королева стола: как выбрать правильную икру и не разориться
Красная икра – неизменный атрибут новогоднего стола россиян. Однако в этом году она существенно подорожала – в среднем кило деликатеса обходится в 11,8 тысячи рублей, разброс цен – от 6,6 тысячи за самую некачественную до 17 тысяч за деликатес. Предлагаем познакомиться с тем, что представлено на рынке Тюмени, и расскажем, как определить качество икры и выбрать ее по вашему вкусу, чтобы не разочароваться в праздничном бутерброде.
#новый год
#Тюмень
#тк
#новогодний стол
#обзор цен
Тепло, тепло, холодно: почему мужчины и женщины никак не договорятся о комфортной температуре
Тепло, тепло, холодно: почему мужчины и женщины никак не договорятся о комфортной температуре
Разница в восприятии способна породить нешуточные конфликты.
#тепло
#холод
#комфорт
#привычки
#врач
#тк
Тринадцать нехороших примет: чего нельзя делать, чтобы не притянуть несчастье
Тринадцать нехороших примет: чего нельзя делать, чтобы не притянуть несчастье
Различные суеверия, как правило, отголосок жизненных наблюдений наших предков. Верить или нет - дело ваше, но знать их не помешает. Хотя бы для общего развития.
#приметы
#суеверия
#пятница
#13
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Последние новости
В Тюмени после забега Снегурочек пройдет конкурс Бабок-Ежек
В Тюмени после забега Снегурочек пройдет конкурс Бабок-Ежек
Сказочные героини покажут свои творческие способности.
#Новый год
#конкурсы
#каникулы
#творчество
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Тюменцам рассказали, как сэкономить на услугах ЖКХ
Тюменцам рассказали, как сэкономить на услугах ЖКХ
С лета 2025 года в регионе ожидается повышение стоимости коммунальных услуг на 19,07%.
#деньги
#советы
#ЖКХ
#услуги
#тк
В Тобольске допрашивают директора базы отдыха, где отравились дети
В Тобольске допрашивают директора базы отдыха, где отравились дети
Помимо 15 подростков почувствовали себя плохо после купания также двое взрослых.
#дети
#Тобольск
#бассейн
#безопасность
#СК
#подростки
#тк
#уголовное дело
#база отдыха
В тобольском бассейне парами хлора отравились 15 подростков
В тобольском бассейне парами хлора отравились 15 подростков
Они почувствовали себя плохо после купания.
#подростки
#дети
#безопасность
#Тобольск
#здоровье
#бассейн
#купание
#тк
В Тобольске отреставрируют обелиск Ермаку и земляной вал
В Тобольске отреставрируют обелиск Ермаку и земляной вал
Земляной вал являлся оборонительным укреплением города.
#Тобольск
#реставрация
#культура
#наследие
#тк