Например, за то, что целыми ночами пели песни под гитару...
А вы знаете, что многим советско-российским артистам впору было давать почетное звание покорителя Тюменского севера? Это были люди, прошедшие тайгу и болота вслед за строителями и нефтяниками.
«Еще две песни!»
«Я считаю, что к их числу надо отнести Кобзона, — заявляет Светлана Чуева, начальник отдела организации гастрольного планирования Тюменской филармонии. — Это был такой труженик! По 4-5 концертов в день давал. Часто с ним бывала и Людмила Сенчина. Они летали от одной буровой до другой. Уже вертолет стоит под парами, крутятся лопасти. А Кобзон: „Еще две песни допою!“ Потому что знал, для кого работает. Люди, которые трудились на буровых, были оторваны от привычной жизни. И к ним приезжали такие мастера! И Кабзон работал без устали, понимал, какую приносит радость. И зрители на отдачу не скупились».
Иосиф Кобзон колесил по Западной Сибири с 1963-го. В 1987-м практически на правах хозяина он открывал Дни Тюменской области в Москве, на сцене знаменитого концертного зала гостиницы «Россия» — витрины советского гостеприимства.
В 2007-м Тюмень Иосиф Давыдович включил в график своего прощального тура по стране. Здесь у него были еще и близкие друзья.
«Кобзон никогда не отличался каким-то сверхъестественным райдером. Он только летать боялся, но, тем не менее, приходилось это делать, — рассказывает Светлана Чуева. — Однажды после фестиваля в Тюменской области он улетел в Крым. Ну и у меня отпуск, я лечу в Ялту. А там концерт Кобзона. Я поднимаюсь к нему на сцену с букетом. У него глаза удивленные: „Ты откуда?“ — „Я за вами!“ Вот не было звездной болезни у человека».
«Алкин 19-й день рождения»
Из первой тройки советских артистов Алла Пугачева, в 1968 году еще абсолютно не звездная, выступает в Тюменской филармонии перед участниками Форума молодых. Это инженеры, ученые, геологи — молодые покорители Севера.
Будущая примадонна российской эстрады впервые попадает на север в 1967-м — большая экспедиция радиостанции «Юность» отправляется по Оби от Тюмени до Мыса Каменного и обратно. Вот как об этом вспоминал участник той экспедиции — собкор всесоюзного радио, легендарный тюменский журналист Сергей Фатеев:
— На только что открытом Уренгойском месторождении мы стали свидетелями потрясающего зрелища — испытания самой мощной в мире газовой скважины. И вечером в кубе таркосалинских геологов она спела только что сочиненную всей группой «Песенку о могучем старом джинне». А ровно через сутки, 15 апреля 1967 года, под отблески северного сияния и хруст ломающегося льда мы подняли бокалы за Алкин 19-й день рождения. И всю ночь пела она нам под гитару песни — свои и чужие. К сожалению, никто не взял с собой ни кинокамеры, ни фотоаппарата. Лишь репортерский микрофон сохранил голос Пугачевой…
Сама Алла Борисовна в 1985 году отмечала: «Мои дорогие тюменцы, я не случайно так говорю. С Западной Сибирью у меня многое связано, это моя молодость, моя юность. Люди, которые окружали меня там, верили в меня, прежде всего, как в человека».
«А что касается Аллы Борисовны, когда она с экспедицией радиостанции „Юность“ ехала по Оби, Эрвье на катере догонял и в рупор кричал: „Алла с вами?“ — „С нами!“ — „Тогда примыкайте“. И Алла ехала дальше, Эрвье ее подхватывал где-то. Это была такая девочка в белых носочках», — говорит Светлана Чуева.
А в 1968-м на сцене Тюменской филармонии артистка спела романс, и он тут же попал в «запрещенные». А сохранился только благодаря журналисту Сергею Фатееву.
Редактор тюменского областного радио ножницами вырезал эту фонограмму из готовой к эфиру молодежной радиопрограммы, накричав на звукорежиссера и редактора, почему они не читают газет и не знают, что партия объявила войну шептунам. Редактор бережно убрала вырезанный ролик и сохранила его, не сохранив для себя фонограмму всего концерта. На следующее утро был отдан приказ о ее размагничивании.
«Шептуны»
Такой ярлык с подачи газеты «Советская культура» приклеивался к артистам, предпочитавшим исполнять песни без пафоса, с доверительной интонацией. Главным шептуном «Советская культура» назначила Марка Бернеса. Статья с осуждением его творчества «Шептуны у микрофона» вышла в 1958 году. Но под эту дудку еще долго громили артистов.
На карьере начинающей певицы Пугачёвой такой ярлык вообще мог поставить жирный крест. Но, как знать, возможно, помогли те самые тюменские гастроли, а точнее — люди, с которыми Аллу свел Север.
«Мы до сих пор остались друзьями, хотя нас разделяют и время, и расстояние. Это относится и к вам, товарищ Салманов. Я вашу просьбу помню и обязательно приеду в Тюмень», — говорила Алла Пугачёва в 1985 году.
«Конечно, она познакомилась с нашими генералами — Эрвье, Салмановым. А потом, когда Филипп (Киркоров) приезжал, он ездил на кладбище и возлагал цветы на могилу Эрвье. При мне звонил Алле и докладывал: «Алуся, все, цветы положил, как бы передал от тебя привет», рассказывает Светлана Чуева.
Эдита Пьеха и курганские комары
В случае с гастролями по Сибири «живы и здоровы» нередко понималось в буквальном смысле. Одни из таких опасных гастролей на всю жизнь запомнила Эдита Пьеха.
«И вот однажды приезжает Эдита Станиславовна, приходит ко мне в кабинет и вся вертится, спокойно стоять не может, — говорит Чуева. — В чем дело? Ее покусали комары в Кургане, и она требует отменить концерт. Я в растерянности. Звоню Леониду Мечиславовичу (Згерскому) и наш хитрый директор спускается. „Диточка, Диточка, сейчас поедем к врачу, тебе сделают укол, который снимет аллергическую реакцию, а вечером будет баня“. Концерт прошел замечательно, на ура, а баня сняла все болезни. Я звонила Эдите Станиславовне много лет спустя, и мы вспомнили эту комариную историю».
Леонид Згерский — легенда культуры не только Тюменской, но и советской. Еще в 1953-м он стал директором областного концертного бюро. На его базе в 1958-м году была образована филармония. Которую, благодаря Згерскому, ценили звезды советской музыки любых направлений.
«Они любили ездить в Тюменскую область. При это все ласково называли нашего директора Леонида Згерского дядей Лёней. „Мы к дяде Лёне летим!“ Его знала вся страна. Он был с ними близок по-доброму», — передает Светлана Чуева.
«…и два пьяных комбайнера»
По-доброму Згерский пригрел в Тюмени и в чем-то даже укротил строптивых молодых музыкантов группы «Зодчие».
"Мы приехали сюда в статусе избалованных участников одной из лучших самодеятельных групп Москвы, — признается Юрий Давыдов. — Там нас не могли заставить поехать на концерт, а здесь дали график — вот у вас два месяца. Месяц в Ишиме — за счастье. Там по крайней мере гостиница хорошая, и сам город очень миленький. А дальше начинались Омутинка, Бердюжье, Голышманово, Армизон, Казанское".
«Работали мы в кинотеатре перед сеансами 12.30 и так далее», — добавляет Валерий Сюткин.
«А еще был Вагай и Уват! — вспоминает Юрий Давыдов. — С паромами, с переправами — у-у! Сидят четыре бабки и два пьяных комбайнера, а мы выступаем и все равно стремимся, чтобы им понравилось».
Тюмень — как Америка
По тому же самому маршруту не раз гастролировали и звезды первого эшелона. Например, Валентина Толкунова, народная артистка РСФСР.
«Я два раза была в Ишиме и давала сольные концерты, — отмечала она. — Там наш министр культуры Юрий Серафимович Милентьев избирался в депутаты».
А Светлана Чуева свидетельствует: «У нас проходили дни музыки. И когда приезжала Толкунова, то руководитель судостроительного завода Потапов звонил и говорил: „Валю к нам“. У них действительно сложились — уже не первый концерт. Тогда было очень модно проводить концерты в рабочий полдень. Артисты приезжали прямо на заводскую площадку».
Уникальные кадры хроники. 1969 год. В рабочий полдень в цехе завода автотракторного электрооборудования выступает уже в статусе звезды советской музыки певец Юрий Гуляев. Он уже голос советского космоса — с композитором Александрой Пахмутовой записал цикл героических песен и дружит с самими космонавтами. У него уже случились триумфальные гастроли в Париже с присвоением в прессе неофициального титула «молодой Шаляпин». В Тюмени он — дома. Гуляев родной Тюмени напишет песню на стихи поэта Марка Лисянского, который по свету немало хаживал. И землякам, простым заводчанам, дарит ничуть не меньше энергии, чем избалованной столичной или заграничной публике.
В записи видно, как девушка-оператор чуть не падает со сцены, но артист ее вовремя подхватывает.
Но не только единоличные гастроли звезд — целые звездные десанты высаживались в поселках и молодых городах. 1987-й, Дни Ленинграда в Тюменской области. Хэдлайнер — Эдуард Хиль, который и тогда был в первом эшелоне эстрадных певцов, а потом, уже в эпоху Ютуба, завоюет сердца миллионов как «Мистер Трололо».
Публика занимала мыслимые и немыслимые свободные места: фестиваль «Самотлорские ночи» и «Тюменский меридиан» привозили покорителям Севера звезд первой величины в самых разных жанрах. Например, в Сургуте выступал выдающийся танцор, певец, актер, Владимир Шубарин и его ансамбль «Танцующая машина» с композициями в стиле джаз-модерн. И вместе с ними играла фолк-блюграсс-кантри-группа «Кукуруза». Песню «Пой, Вася!», написанную в 1984-м, через 20 лет журнал Тime Out признает одной из ста песен, изменивших нашу жизнь.
А вот какими впечатлениями от «Тюменского меридиана» в Тюмени делилась группа Стаса Намина «Цветы».
Александр Лосев, солист группы «Цветы», 1986 г.: «Мы приехали в Тюмень гастролировать на фестиваль „Тюменский меридиан“, и я бы пожелал всем тюменским зрителям добиться того, чтобы такой фестиваль проходил у них проходил ежемесячно».
Александр Малинин, музыкант группы «Цветы», 1986 г.: «Что такое счастье? Счастье в детях! Вот у меня недавно родилась дочь. Я желаю тюменцам, чтобы в новом году в каждой семье родилось по дочери, по сыну. А если и дочь, и сын — будет еще лучше».
«В холодном климате же люди теплее душой, — уверен Валерий Сюткин. — Южный зритель, он энергичный. Но он так же энергично покидает зал, и ты его перестаешь интересовать. А здесь всегда душевно. И потом Тюмень — как Америка. Со всех уголков приехали. А потом уже выросли новые поколения…»
Продолжение следует.