Рецепт от олимпийского чемпиона, депутата областной думы - в интервью "Вслух.ру".
Депутат Тюменской областной думы, двукратный чемпион мира и Европы по боксу Евгений Макаренко ради дегустации главного блюда фестиваля «Пельмени Тюмени» нарушил Великий пост. Макаренко рассказал «Вслух.ру», почему обычно спортсмены не едят пельмени и зачем учить детей их лепить.
— Сейчас на дворе Великий пост. Вы стараетесь его держать?
— Вообще, стараюсь. Не всегда получается, потому что я часто в разъездах, в пути, а путникам не запрещается его нарушать в дороге.
— То есть, сегодняшняя дегустация не идет вразрез с постом?
— Не идет. Елена Михайловна Еремина (директор департамента потребительского рынка администрации Тюмени — прим. ред.) уговорила меня поучаствовать в дегустации.
Пельмени с детства одно из моих любимых блюд. Его историю я позже узнал. Читал и слышал от друзей много разных вариантов, каждый народ присваивает первенство в изготовлении себе. Это не самое сложное блюдо, оно присутствует у многих народов. Есть позы, манты, у китайцев — цзяоцзы, у итальянцев — равиоли, у грузин — хинкали.
Если говорить об истории, то даже в летописи о Ермаке Тимофеевиче написано, что он встречал по 12 гостей, и варили по 2,5 тысячи пельменей. Вообще, родина пельменей в Сибири. В русскую кухню пельмени пришли от финно-угорских народов. Блюдо называлось «ухо из теста».
— Для вас пельмени — праздничное блюдо?
— Я вырос в Нижневартовске, в балке. Мы всей семьей садились перед праздниками и лепили традиционно по тысяче штук пельменей. Хранили на балконе, бывало, что наши лайки, которых в большой мороз мы брали домой, по недосмотру залезали на балкон за этими пельменями. Стол с пельменями — это, безусловно, праздничный стол. В основном, на праздники готовили традиционные блюда — салат «Оливье», «селедку под шубой», пельмени, манты, вареники.
Это вспоминаешь с таким трепетом, потому что сам ритуал означал, что мы соберемся, поговорим, обязательно поделимся своими историями. Всегда лепили счастливый пельмень, внутрь которого клали бобовое зернышко либо горох. И все хотели, чтобы им попался этот счастливый пельмень.
Рыбные пельмени мы не делали, в основном начинкой служила говядина, баранина или свинина. Пельмени из щуки я распробовал уже позже, здесь, в Тюмени, в этом ресторане («Чум» — прим. ред.).
— Наверняка у вас есть семейная история, связанная с пельменями.
— Мамы не было дома, и папа, царство ему небесное, решил сделать пельмени. Налепили, сварили, но тесто показалось каким-то сладковатым. Тем не менее, мы все съели. Мама приехала, спросила, что мы готовили. Мы ответили, что пельмени. Оказалось, что мы их сделали из блинной муки.
— Вы — олимпийский чемпион, спортсмен. Насколько пельмени — пригодная для питания атлетов еда?
— В меню на учебно-тренировочных сборах, конечно, пельменей не было. Там принято определенное меню, чистое мясо, в основном, вареное. Потому что тесто — более тяжелая пища, а спортсменам надо держать весовую категорию. Обычно ели мясо, даже без гарнира.
— Сейчас пельмени стали, скорее, повседневной студенческой едой. Вы продолжаете их готовить самостоятельно или покупаете?
— Врать не буду, бывает, и покупаем. Но не так много и не так часто. Традицию лепить пельмени сохранили, обычно лепим на Новый год. Младшего сына, Еремея, к лепке подключили. Ему два года в январе исполнилось, ему интересно, он старается. Пельмени пока получаются корявыми, но это полезно для развития мелкой моторики.
Сейчас, конечно, готовим и рыбные пельмени, и вареники с капустой, и, конечно, с мясным фаршем. Все-таки ощущение праздника ассоциируется с запахом пельменей, ведь память о запахах идет из детства. А когда пельмени покупаешь, они лежат в морозилке на всякий случай.
— Вы много путешествовали. Есть у вас особо любимые блюда или кухня какой-то страны?
— Однажды мы были в Узбекистане у своих друзей-боксеров. Нас угостили блюдом, которое называется кимляма. Это баранина, приготовленная слоями с картошкой, овощами, все это перекрывается листами капусты. В конце, последним слоем, идет айва, самый необычный ингредиент, который дает особый вкус. Я это блюдо даже научился делать, и один-два раза в год, когда вдохновение находит, могу его приготовить.
— А тюменские пельмени могут стать блюдом, которое привлечет в город туристов?
— Могут. Фестиваль второй год подряд проходит в Тюмени, мы в прошлом году поставили рекорд России по поеданию пельменей, съели их две с половиной тонны. Я тоже принял участие, съел какую-то часть. В этом году не смог в полной мере влиться в гуляния, работал у себя в избирательном округе (Евгений Макаренко избран в областную думу от Нижневартовского избирательного округа — прим. ред.).
Однако люди видят, как проводятся такие праздники, как работает команда организаторов, какие блюда с необычными названиями готовят… Охота даже попробовать эти пельмени со щукой, которые называются «Исполнение желаний». Тюмень, Тюменская область, Тобольск, Ишим развиваются в туристическом плане. Есть, что показать и что посмотреть.
В любом случае, кухня должна быть вкусной. Можно одним росчерком все испортить. Тебя могут встретить хорошо, безупречно провести мероприятие, но, если еда невкусная… Не то чтобы путь к сердцу лежал через желудок, но хорошая, вкусная еда — это неотъемлемая часть гостеприимства. Это на уровне рецепторов заставляет возвращаться. Тебе хочется опять приезжать не только ради того, чтобы что-то посмотреть, окунуться в историю, пообщаться с людьми, но и отведать каких-то местных яств. Надо уметь удивить изысками, которые гости не пробовали дома.