Dipol FM | 105,6 fm

Как Иван Поярков брал Берлин

Выжить на войне ветерану помогли инстинкт самосохранения и хорошая подготовка в школе снайперов.

_Мы продолжаем публикации о ветеранах Великой Отечественной, о тех, кто брал Берлин, а сегодня на заслуженном отдыхе воспитывает правнуков и не теряет оптимизма._

Иван Матвеевич Поярков попал на фронт в самом начале 1944 года, в составе 70-й механизированной бригады 1-й танковой армии освобождал от фашистов Западную Украину. В своем первом бою за Белую Церковь был ранен в голову.

«Так, ерунда, — отмахнулся ветеран, — царапина. Лежал в прифронтовом госпитале и рвался на фронт, мне все никак не могли выписать. И тут как раз командиры пришли в госпиталь за пополнением — механизированная бригада попала в окружение, потеряли много солдат, техники. Меня взял к себе в разведчики Герой Советского Союза Михаил Копытов. В нашем распоряжении была „тридцатьчетверка“. Где на танке, где пешком мы уходили за линию фронта, там все „разнюхивали“, выясняли, где находятся немецкие позиции, где танки стоят и возвращались обратно. Для нас был строгий наказ — в бой не вступать. Бывало к фашистам совсем близко подползали. Когда слышишь немецкую речь, конечно, не по себе становилось. Наше поколение было самым молодым на фронте, мне тогда 17 лет исполнилось. Какие из нас вояки? Проливали кровь взрослые мужики. Нам, конечно, тоже доставалось. Выжил на войне благодаря хорошей подготовке».

Иван Матвеевич родился 9 октября 1926 года в деревне Буньково Упоровского района. В армию призван в 1943 году. Прошел снайперскую школу на Урале в Чебаркуле.

«Шесть месяцев нас готовили к войне, — отметил ветеран. — Жили в землянках. Помню, когда после окончания школы нам выдали обмундирование, мы на прощание искупались в озере. Потом на фронт. Я попал в автоматчики. Был рядовым, закончил войну ефрейтором (_смеется_). Образования никакого не было. Спрашивают постоянно, страшно ли было? Конечно, страшно, но за жизнь нужно бороться. Еще нам было очень тяжело. Во время наступления за сутки продвигались вперед на 70 км, спали на ходу. Когда зашли на территорию Германии, темп наступления сразу пришлось сбавить, потому что противник начал ожесточенно сопротивляться».

Самые страшные бои для Ивана Матвеевича были в Берлине. Сражались за каждый дом. Трудно было понять, где проходит линия фронта, стрельба по нашим танкам велась со всех сторон. Немцы вооружали фаустпатронами и стариков, и детей.

«Одни вперед продвигаются, другие дома прочесывают, немцы по подвалам прятались, эсэсовцы в гражданку переодевались, отлавливали их, — продолжил Иван Поярков. — По улицам старались не бегать, продвигались сквозь дома, в каждом из них были сквозные отверстия. У выходов из домов наших караулили немецкие снайперы. Клали на одном месте по несколько человек. По снайперам палили из орудий, как по воробьям. 2 мая наступила тишина. Немцы капитулировали. Мы как узнали, ночью выехали на танках из города и от радости стали палить в небо. Я залез на танк и выпустил из ППШ одной очередью весь магазин — 71 патрон!»

На этом война для Пояркова и его однополчан не закончилась — их отправили в Чехословакию, где еще продолжали сопротивляться фашисты. Иван Матвеевич вспоминает, что в Праге их встречали именно так, как показывают в хрониках.

«От радости местные жители несли нам все, что у них было: и цветы, и еду, и вино, — с улыбкой на лице рассказывает ветеран. — Я все свои пуговицы на гимнастерке поотрывал и раздал. 12 мая нашему взводу разведки пришлось сдавать все свое трофейное оружие, у каждого были немецкие пистолеты. Конечно, мы были счастливы, что закончилась война. Однако я еще долго не мог избавиться от тревожных мыслей, что нужно постоянно где-то прятаться. Идешь и думаешь, куда бы нырнуть, если вдруг стрелять начнут. Подсознательно выбираешь самый безопасный маршрут. Хотя уже давно по нам никто не стрелял. Не даром ведь сочинили шутливые стихи:

«Очень скоро вернусь на гражданку

И тогда непременно женюсь…

А у дома, как будто на фронте,

Понарою я дзотов, траншей,

Буду утром гонять на зарядку

Всю семью от жены до детей».

Со временем, конечно, синдром войны проходит. Домой Иван Матвеевич вернулся лишь в 1950 году.

«Это в песне поется: «Бери шинель, пошли домой…» А кто служить-то будет? — посетовал ветеран. — Я закончил войну в 18 лет. Еще пять лет пришлось служить срочную. Служил шофером на «Студебеккере» в Чехословакии, в Австрии, в Германии. После войны работал механиком, переехал в Тюмень. У меня двое детей, двое внуков, две правнучки. Общаюсь с ветеранами. Нас постоянно приглашают в школы на встречи с детьми. Вот и сейчас на самом деле я должен быть в школе, отправил вместо себя своего друга. Чем ближе ко Дню Победы, тем меньше остается свободного времени».

Иван Матвеевич очень дружелюбный, общительный человек. Несмотря на свой преклонный возраст, на здоровье ветеран Великой Отечественной войны не жалуется и на прощанье крепко жмет руку.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Александр Моор проверил дамбы в Ялуторовске, куда вслед за Упорово придет паводок
Александр Моор проверил дамбы в Ялуторовске, куда вслед за Упорово придет паводок
Критическая отметка в городе – 850 см.
#Александр Моор
#паводок
#Ялуторовск
#Тобол
#Тюменская область
Тюменский политолог Безделов назвал российские регионы, которые могут объединить
Тюменский политолог Безделов назвал российские регионы, которые могут объединить
Эксперт отметил, что Тюменская область является самостоятельным регионом.
#Тюменская область
#Ямал
#ХМАО
#политика
#экономика
#новости Тюмени
В Абатском районе жителей Назарово эвакуируют на катере в село Ощепково
В Абатском районе жителей Назарово эвакуируют на катере в село Ощепково
Из зоны возможного подтопления вывезли около 90% населения.
#паводок
#Абатский район
#эвакуация
Четыре тюменских ресторана уличили в приготовлении блюд из сомнительной баранины
Четыре тюменских ресторана уличили в приготовлении блюд из сомнительной баранины
Специалисты Россельхознадзора проверили шесть ресторанов областной столицы.  
#ресторан
#проверка
#Россельхознадзор
#Роспотребнадзор
#мясо
#новости Тюмени
Александр Моор: В селе Коркино уровень реки Тобол поднялся до 799 см
Александр Моор: В селе Коркино уровень реки Тобол поднялся до 799 см
В Абатском вода достигла 980 см.
#Александр Моор
#паводок
#губернатор
#Тобол
#Ишим
#Абатский район
#Упоровский район
#Тюменская область