Тюменский командир инженерно-саперного полка во время артобстрелов находился всегда рядом со своими бойцами.
Знаменитый тюменский офицер, Герой России Рустам Сайфуллин подробно рассказал о своем участии в СВО на телеканале «Звезда» в программе «Легенды армии». Высшую награду он получил за форсирование двух рек — Десны и Северского Донца — во время активного наступления наших войск. Был тяжело ранен, лишился ноги, но сумел вернуться в строй и сейчас занимается обучением курсантов ТВВИКУ в должности заместителя командира инженерного училища.
Наведение переправы
Ведущий программы Александр Маршал подчеркнул, что командир 40-го инженерно-саперного полка Рустам Сайфуллин в числе первых столкнулся с противником, которого еще недавно воспринимали братским народом, не понимая, что он отравлен ненавистью. В задачу полка входило обеспечение продвижения армейской группировки из 14 батальонно-тактических групп в направлении через Чернигов на Киев.
24 февраля 2022 года наши войска уже вышли к Десне и Чернигову. Все мосты через реку были уничтожены. Было принято решение навести понтонную переправу на месте взорванного моста в 18 км от Чернигова, по которому проходила дорога на Киев.
«У нас в полку был квадрокоптер, дальномер для ведения разведки, — пояснил Рустам Галиевич. — Мы скрытно подошли к мосту, запустили беспилотник. Обнаружили наблюдателей — два танка и три БМП, около взвода мотострелков и специальную инженерную технику — машину разминирования».
Командир полка доложил командованию, что выполнение задачи в указанном месте невозможно из-за вражеской техники и возможного минирования. Вместе с подчиненными начал проводить инженерную разведку ниже по течению реки. Обследовали около семи километров берега. При этом действовали скрытно, нашли подходящий для наведения переправы участок на крутом изгибе реки с минимальной шириной около 140 метров. Для того чтобы расчистить подход техники к берегу пришлось валить деревья шириной более полуметра. В пять утра на противоположный берег на катерах отправилась группа спецназа, а в семь утра началось наведение переправы. Военные инженеры действовали быстро и слаженно. Наведение переправы противник смог вскрыть лишь через 1,5-2 часа, когда она уже была практически готова. По понтонному мосту был открыт артиллерийский огонь, но бойцы не дрогнули.
Ранение и возвращение
Снаряд попал в один из понтонов, пробил его. Понтон начало затапливать водой, он мог потянуть за собой всю цепочку. Из района ожидания прибыли еще три машины, скинули дополнительные понтоны, их быстро собрали и восстановили переправу. Появились первые раненые, катера, тянувшие звенья понтонов, получили пробоины. Кроме того, крутой противоположный берег не позволял заехать технике. Еще из штаба пришла информация, что ВСУ могут пустить вниз по течению сплавные мины.
Рустам Сайфуллин распорядился выставить на мосту двух пулеметчиков и приказал им расстреливать любой плывущий к переправе предмет. Крутой берег можно было бы сравнять экскаватором, но из-за повреждения гидросистемы во время постоянного обстрела строительная техника быстро бы превратилась в груду железа и к тому же заблокировала бы выход с переправы.
«У нас есть ПТС-2 на гусеничном ходу для переправы через водные преграды личного состава и техники, — пояснил Рустам Галиевич. — Развернув транспортер на 180 градусов, военные инженеры сравняли противоположный берег».
Задача была выполнена точно в срок.
5 марта 2022 года, когда по наведенному мосту продвигались наши войска, их обстреляли ракетами Точка-У с кассетными боеприпасами. Один из них разорвался рядом с полковником, и его с ног до головы посекло осколками. Раненого Сайфуллина эвакуировали в госпиталь. Через четыре недели он принял решение вернуться к своим бойцам. Написал рапорт со словами: «Беру всю ответственность на себя». Три дня провел с родными и вместо положенной после ранения реабилитации отправился на передовую.
Работа под обстрелом
К тому времени, 4 апреля, наши войска уже покинули Киевскую и Черниговскую области. 40-й инженерный полк в составе группировки «Отважные» принимал участие в прорыве к Северодонецку и Лисичанску в Луганской Народной республике.
Как пояснил программе «Легенды армии» главный редактор альманаха «Военная летопись» Илья Мощанский, «Отважные» прорывались в районе Красного Лимана. Нужно было форсировать реку Северский Донец. Несколько переправ наводили у Белогоровки, чтобы 41-я армия могла зайти в тыл противника.
«В отличие от киевского направления интенсивность огня здесь была гораздо выше и при наведении мостов по нам очень активно применяли фосфор, — вспоминает Рустам Сайфуллин. — Это запрещенные боеприпасы. Попадая в человека, фосфор прожигает его насквозь. Даже в воде не гаснет. Загорается техника. А если это танк или БМП взрывается еще боекомплект».
Командир понтонно-переправочного батальона 40-го инженерно-саперного полка Александр Масютин пояснил, что у них было несколько попыток наведения переправ при форсировании Северского Донца. Военные инженеры выходили к реке, наводили мост, его разбивали вражеской артиллерией. Подразделения меняли позиции, наводили очередной мост, и его снова разбивали.
Военный эксперт Илья Мощанский сообщил, что нашим подразделениям из 40-го инженерного полка и 12-й инженерно-саперной бригады было особенно тяжело с 8 по 10 мая. В эти дни под обстрелом, в том числе прямой наводкой из танков, российским военным инженерам удалось навести сразу четыре моста, по которым переправилась 74-я мотострелковая бригада.
Командовал с перебитыми ногами
Во время продвижения наших войск полковник Сайфуллин был на переправе и контролировал каждый шаг своих ребят и приданных подразделений, хотя мог находиться на командном пункте, в безопасности.
«По всем правилам командир не должен быть в месте наведения переправы, — замечает Александр Масютин. — Но в той ситуации мы находились именно там, чтобы поддержать боевой дух личного состава. Как выполнять боевые задачи, не видя командира?»
Как пояснил Рустам Сайфуллин, мост был уже наведен, он находился на противоположном берегу.
«Мне под правую ногу упала мина 120 калибра, — говорит полковник инженерных войск. — В мине 3,9 кг тротила. Все-таки есть Бог или Всевышний. Весь удар от взрыва пришелся на ноги. Когда я сел, увидел, как с двух ног фонтаном идет кровь. На правую ногу я наложил жгут, левую перетянул ремнем от автомата».
Еще около часа с перебитыми ногами, потеряв много крови, командир полка продолжал отдавать распоряжения. В госпитале перенес около 15 операций. Врачам удалось пришить одну ногу, вторую заменил протез. В программе «Легенды армии» отметили, что Рустам Сайфуллин продолжает заниматься спортом и, как обычно, побеждать. Огромную роль в этом сыграла его жена Наталья.
«Звание Героя России — это звание всех моих ребят, звание всего моего полка — рядовых, сержантов, прапорщиков, офицеров, — говорит Рустам Галиевич. — Всех, кто был со мной тогда и кто сейчас выполняет поставленные задачи. Уже более 90 процентов моих ребят в полку отмечены государственными и ведомственными наградами».
Фото: информационный центр правительства Тюменской области