Две недели в начале августа тюменские десантники-пожарные боролись с огнем в лесах Карелии.
В то время в регионе установилась аномально жаркая погода, периодически случались «сухие грозы» и давно не было дождей. На территории Карелии возникли десятки лесных пожаров, поэтому местные власти запросили помощь у Тюменской области, где, напротив, лето выдалось на редкость спокойным.
Справиться со стихией тюменцам помогали многолетний опыт, выносливость и привычка к кропотливому ручному труду. Работники парашютно-десантной пожарной службы Тюменской авиабазы совместно с местными лесопожарными формированиями ликвидировали крупнейший пожар площадью более 700 гектаров и в общей сложности спасли от огня свыше тысячи гектаров тайги. Работа тюменцев получила высокую оценку руководства республики.
Как отметил губернатор Тюменской области Александр Моор: «Тюменцы показали настоящий характер, надежность и готовность прийти на помощь в любой ситуации».
Лопатой и топором-мотыгой
Работа в Карелии потребовала сноровки, выносливости и упорства. Главной сложностью стал неровный рельеф местности и каменистая почва, по которой приходилось прокладывать противопожарные минерализованные полосы.
«В таких регионах, как наш, мы прокладываем огнезащитную минерализованную полосу относительно легко, потому что имеем дело с лесной подстилкой и почвой. А в Карелии под слоем подстилки — камни. Их приходилось буквально корчевать мотыгами и лопатами, чтобы остановить огонь», — поделился инструктор парашютно-десантной пожарной команды Уватского авиаотделения Тюменской авиабазы Сергей Мацынин.
«Где возможно, протягивали пожарные рукава и тушили мотопомпами. Но таких мест было мало. В основном работали мотыгами и лопатами, вырубали каменистый грунт, чтобы сформировать защитную полосу», — добавляет инструктор Тобольского авиаотделения Вячеслав Боше.
Поскольку противопожарную технику на такие пожары доставить невозможно, огнеборцам все приходится делать вручную. Так и в этот раз группы по 10-12 человек, разбившись на участки, по несколько дней копали минполосы вокруг кромки пожаров.
В какой-то момент сил одной команды тюменцев, брошенной на тушение крупного пожара, охватившего 702 га леса, оказалось недостаточно. Но с помощью коллег из других регионов огонь удалось остановить всего за пять дней.
По словам Сергея Юрьевича, опасность в этой работе присутствует всегда. Однако обучение и тренировки позволяют десантникам-пожарным избегать травм. Кроме того, старшие в команде всегда продумывают план работ и маршруты отступления заранее. Поэтому ни в этот раз, ни ранее серьезных происшествий, связанных с огнем, у тюменцев не случалось.
«Мы стараемся не допускать опасных ситуаций, тем более у нас работает молодежь. Лесной пожар — это неуправляемое стихийное бедствие. А летом ситуация часто усугубляется жарой и сильным ветром. Поэтому пожар нужно тушить с умом. Только так», — заметил Сергей Мацынин.
Мужская работа
В эту профессию приходят надолго. Сергей Мацынин работает уже 25 лет, Вячеслав Боше — 13. Оба признаются: работа тяжелая, но своя.
«Это настоящая мужская работа, — признается Сергей Юрьевич. — Физически тяжело бегать по лесу, по болоту, копать минполосы. Непросто психологически — подолгу жить в палатках в лесу, без семьи. Однако и в этом есть свои плюсы, особенно для тех, кто любит и ценит природу, стремится ее защитить. Командировка на тушение лесных пожаров не сравнится с туристической вылазкой или спортивным состязанием. Здесь нужна не скорость, а выносливость. Спортсмен может быстро пробежать стометровку, но пройти с лопатой по лесу и болоту 15 километров ему будет тяжело. Работают разные группы мышц. Тут все всерьез, настоящее испытание на прочность. Не каждый может его пройти. Но те, кто выдерживает, как правило, остаются в профессии до конца».
«Нужно понимать, что мы не просто идем по лесу, а передвигаемся в защитной форме с инструментами. Все это в летнюю жару, при работе с огнем, в условиях повышенной физической нагрузки. Серьезное испытание даже для очень выносливых людей», — отмечает Вячеслав Андреевич.
Тюменские пожарные выезжают на помощь в другие регионы практически каждый год. У команды по одной, двум командировкам за пожароопасный сезон. В этом году до Карелии тюменцы поработали в Бурятии. В прошлом — тушили пожары в Якутии и Забайкалье. Тогда командировка продлилась больше двух месяцев.
Сергей Мацынин отмечает, что родные с пониманием относятся к длительным опасным отлучкам, поддерживают и всегда ждут.
А по словам Вячеслава Боше, настоящая отдушина в долгих поездках — вечера у костра в лесном лагере после окончания тяжелого рабочего дня. К тому же бывалым десантникам-пожарным из разных уголков страны всегда есть что рассказать. Потом коллеги встречаются в самых разных точках страны и вспоминают, как вместе тушили ту же Якутию или Карелию.
По первому зову
Сейчас тюменские десантники-пожарные вернулись домой, отдохнули и проводят время с семьями. Но они снова готовы выезжать на тушение природных пожаров.
«Мы сейчас находимся в режиме ожидания. Смотрим сводки: горит в Якутии, в других регионах. Если поступит команда, через день-два мы уже будем на месте. Бывало, что летали и в сентябре, и в октябре», — говорит Сергей Мацынин.
Их работа — это не только про тушение. Это про спасение леса, про мужскую дружбу и про невероятную выносливость, которая позволяет бороться со стихией там, где не пройдет никакая техника.
Уважаемые, тюменцы! Давайте вместе с вами не будем осложнять без того непростую работу наших десантников-пожарных. Находясь в лесу, будем внимательными при разведении открытого огня, чтобы он не перерос в лесной пожар.
Фото: архив парашютно-десантной пожарной службы Тюменской авиабазы








