Dipol FM | 105,6 fm

Выбираем лодку и маршрут для сплава по сибирским рекам

Водный туризм не прощает ошибок.

Все больше тюменцев приобщается к водному туризму. Теплая погода этому только способствует. По своему опыту мы уже знаем, что на рыбацкой надувной лодке далеко не уплывешь. За советами по выбору снаряжения корреспондент «Вслух.ру» обратился в клуб туристов «Горизонт» к Любови Рулис. Она сплавлялась не только по тюменским рекам, но и покоряла пороги Урала, сейчас занимается подготовкой начинающих водных путешественников.

Любовь Рулис подтверждает — как только из-за пандемии закрылись границы, начал бурно развиваться внутренний туризм, в том числе и в Тюменской области.

Выбираем лодку и маршрут для сплава по сибирским рекам

«Раньше в основном лодки были у рыбаков, сейчас их покупают и туристы. Ищут компаньонов для сплавов, катаются по местным рекам, едут на Урал, — говорит Любовь Рулис. — Для сплавов пригодны все местные реки: Тура, Пышма, Тавда, Исеть. Плюс много малых рек: Кармак, Цинга, Иска. По ним, конечно, не везде можно пройти, особенно летом. Многие начинают сплавы с Туры. Можно пройти от Каменки до деревни Княжево (за Метелево), где песчаный пляж и можно выйти на берег, не застряв в глине. Можно пойти от Княжево, пройти вдоль набережной и дойти до переправы на Лесобазе. По пути будет кладбище старых кораблей. С воды они выглядят совершенно иначе. Многим нравится этот маршрут как раз из-за этих кораблей. За переправой на Туре любителей сплавов привлекают обрывистые берега. По Тавде можно сплавиться от Васьково (деревня недалеко от Верхней Тавды в соседней с Нижнетавдинским районом Свердловской области) вниз по течению. Из малых рек интересна, например, речка Балда в районе Мичурино. Здесь можно идти хоть вверх, хоть вниз по течению, потому что оно слабое. И речка неглубокая. Правда, стоит учитывать, что ниже Мичурино есть плотина и в Пышму из Балды со стороны деревни так просто не зайти. Для сплавов по малым рекам, если есть место в лодке, туристы берут бензопилу или ручную ножовку, потому что по пути много поваленных деревьев».

С инспекторами ГИМС на больших реках проблем у водных туристов не возникает. Главное, чтобы у всех были спасательные жилеты. Инспекторов больше интересуют те, кто катается на моторных лодках. При встрече с судном следует держаться ближе к берегу, где небольшая глубина. Так вы точно с ним разминетесь.

Выбираем лодку и маршрут для сплава по сибирским рекам

За день по спокойным тюменским рекам можно пройти около 30 км — это если хорошо грести и, естественно, идти по течению. Грести нужно правильно, нужна специальная техника, без нее мышцы, какими сильными они бы не были, быстро забьются. Чтобы научиться, можно посмотреть хотя бы ролики в интернете.

Важно:

 — все ценные вещи положите в гермомешок (водонепроницаемые мешки, например, из ПВХ), если лодка опрокинется, они не утонут и не промокнут. Только перед использованием, посмотрите в соцсетях видео, как ими пользоваться;

 — к телефону лучше прикрепить шнурок и повесить его на шею, туристы не выпускают из рук телефон, все им фотографируют и нередко роняют в воду;

 — в солнечные дни позаботьтесь о головном уборе, он должен быть с широкими полями, с обычной кепкой могут сгореть уши — не забывайте, что солнце отражается от воды;

 — в лодке у вас должен быть хороший запас питьевой воды, если ее нельзя поплнить в дороге (если на карте отмечен родник, его может и не оказаться, многие в жару, например, пересыхают, или родника давно нет, но из карты в карту его ошибочно переносят).

Выбираем лодку и маршрут для сплава по сибирским рекам

Для сплавов по рекам Урала нужно тщательно выбирать маршрут, чтобы он был безопасен. На нем не должно быть ни порогов, ни плотин, как на Исети за Сухим Логом в Свердловской области. Просмотрите весь маршрут по спутниковым картам, пообщайтесь с теми, кто уже сплавлялся по этим рекам. Можно почитать отчеты опытных туристов. В отчетах указываются места для закупок, стоянок, где какие препятствия.

Весной новичкам во время сплавов следует быть более внимательными, учитывать, что скорость течения в паводок сильно возрастает, что уровень воды ощутимо выше и многие стоянки, открытые летом, могут быть под водой, мосты и другие техногенные препятствия, безопасные в малую воду, из-за повышенного уровня воды, могу быть очень близко к поверхности воды и быть опасны. Также, если по маршруту есть прижимы или камни, торчащие из русла — нужно учитывать, что давление воды больше, нужно будет грести активнее, чтобы не ремонтировать потом судно. На том же пороге Ревун (в 25 км от Каменск-Уральского), куда все едут за острыми ощущениями, в мае очень сильное течение и можно перевернуться, ударившись о камни. А если все-таки решили, с вами обязательно должен быть опытный инструктор. И не забудьте одеть каску, чтобы не разбить голову о камни, если лодка опрокинется. А спасжилеты должны быть всегда, и при спокойной воде.

Из опыта сплавов

Если сплавляться группой, а ехать на двух машину, то одну из них лучше всего оставить в конечной точке маршрута, а на другой ехать к старту. До места старта можно также доехать на такси или на попутке, тогда вам не придется возвращаться обратно к машине. Хотя есть реки, что на маршруте нет никаких деревень и дорог на десятки километров, как на Иске от Красного Яра вниз по течению. В таких случаях, чтобы дойти до финиша, следует планировать многодневный сплав с палаткой и запасом провизии.

Выбор лодки

Выбор лодки зависит от расстояний, которые вы хотите преодолеть. Если нужно переплыть реку или поплавать по озеру, достаточно будет обычной резиновой лодки, какие покупают рыболовы. Для пеших туристов, которым периодически приходится преодолевать брод и сплавляться на небольшие расстояния, Любовь Рулис советует приобрести пакрафт. Это сверхлегкая одноместная лодка. На сайте бесплатных объявлений можно купить одноместную лодку пакрафт за 10-12 тыс. рублей. Прокат стоит от 500 до 1000 рублей.

Есть еще сапборд (sup board). Это надувная доска для серфинга. За последние пару лет сапы стали очень популярны. На них катаются по Туре в черте города, на озерах. Стоит от 25 до 30 тыс. рублей за «доску». Однако для туристических сплавов по рекам сапборд не годится, только для водных прогулок. Дело в том, что стоя или даже сидя на коленях или на пятой точке без удобного сидения со спинкой далеко не уплывешь, ноги устанут или спина отвалится. Другая проблема — куда сложить вещи? Не с рюкзаком же за спиной плавать. С точки зрения водного туриста сапборд это пустая трата денег.

Для начинающих туристов лучше всего подходит надувная двухместная байдарка, для более опытных — каркасная байдарка. Новая двухместная байдарка у проверенного производителя стоит от 35 тыс. рублей, в прокат — 1890 рублей в сутки. Одноместную байдарку лучше не брать, она менее курсоустойчивая. На вторичном рынке можно найти за 10 тысяч рублей. Каркасная байдарка стоит чуть дороже надувной, вариант с пробегом можно найти за 15-20 тысяч рублей. Надувная байдарка проще в транспортировке и использовании: легко помещается в багажник автомобиля и надувается за несколько минут. Перед этим нужно только закрепить сидения в нужном направлении, и лодка готова для путешествий. С каркасной байдаркой сложнее, нужно потратить немало времени, чтобы научиться его собирать и разбирать. С ходу точно ничего не получится.

Основным преимуществом каркасной байдарки перед надувной является наличие киля, который повышает курсоустойчивость и быстроходность лодки, соответственно, затратив те же усилия, можно пройти большее расстояние. На надувной байдарке киля нет, поэтому в неумелых руках будет сложно держать заданный курс даже на двухместной лодке, и вы будете «накручивать» по реке лишние километры.

При выборе лодки нужно учесть:

 — тип воды и направление;

 — наличие места для хранения и машины для транспортировки;

 — длину маршрута и количества вещей на маршруте;

 — одиночные сплавы/прогулки или с группой/семьей;

 — хотите ли вы просто попробовать или выбираете себе лодку надолго.

Более подробно о типе воды и направлениях:

1. Глубокая широкая относительно спокойная вода без камней (реки типа Тура, Тавда, Пышма, Реки Урала в паводок, озёра)

 — Пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, Очень легкие композитные каяки, Каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ), надувные байдарки, пакрафты.

2. Реки Урала без каменистых порогов (Чусовая, Реж, Исеть, Серьга, Ай и пр.) — Пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, сплавные каяки, надувные байдарки с надувным дном или без, пакрафты.

3. Бурная вода — пороги, горные реки (Алтай, Кавказ, порог Ревун) — Пластиковые (полиэтиленовые) сплавные каяки, надувные байдарки с надувным дном, пакрафты.

4. Море — морские каяки и с большими ограничениями каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ)

5. Пешеводный туризм:

 — Больше воды, мало ходьбы — легкая надувная байдарка (меньше ширина, больше длинна);

 — Больше ходьбы, мало воды — пакрафт.

Есть еще модный sup board. Это не лодка и не байдарка. На сапборде, которые у нас продают, можно покататься по озеру без вещей. Это может быть и короткий сплав, но опять же без вещей.

По поводу хранения и трансопртировки

Если есть машина с багажником и место для хранения (дом, гараж, огород), то пластиковый — это каяк лучший вариант! Не нужно собирать и разбирать, не боится камней, не требует особых условий хранения, сушки, если не кидать его с машины на асфальт, прослужит, условно, вечность. Если негде где хранить и возить, то тогда байдарка или пакрафт.

По поводу длины маршрута

1. На протяженный маршрут по спокойной воде лучше всего взять более быстроходное судно: пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ), а вот на надувной байдарке и, особенно, пакрафте, может быть тяжело и долго идти.

2. Если любите комфорт и вещей берете много, то нужно учесть, что в пластиковые каяки сложно уложить большое количество вещей. Место ограничено внутренним объемом (можно прикрепить и снаружи, но это уже на крайний случай).

3. На короткий маршрут проще всего взять надувную байдарку. Ее можно быстро собрать и разобрать, чтобы не тратить на сборку больше времени, чем на прогулку по воде.

Покупаем лодку надолго или на короткое время

1. Для того, чтобы «попробовать», логично начать с чего-то не слишком дорогостоящего и сложного в сборке, обслуживании — например, надувной байдарки (около 35 тыс. стоит новая двухместная, можно поискать бу или б/у сплавного каяка (можно найти и за 15-25, если повезет, новые от 70 тысяч рублей. Если любите поразбираться со сборкой, то каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ) можно б/у тоже, тысяч за 25 можно поискать очень приличный вариант.

2. Если точно решили, что сплавы это ваше и возможности позволяют — берите пластиковй морской каяк. Под заказ можно интересную модель найти от 75 тыс (самый простой стоит от 32 тысяч рублей).

«Вообще в процессе эксплуатации первой байдарки приходит понимание, что именно тебе нужно, — отмечает Любовь Рулис. — Но чаще всего, это приводит к покупке еще нескольких вариантов байдарок.

Выбираем лодку и маршрут для сплава по сибирским рекам

Если вы понимаете, что без водного туризма вам не жить, имеет смысл приобрести морской или сплавной каяк. Вам он прослужит вечно

Следует тщательно подойти и к выбору одежды и, главное, обуви. Выбор обуви зависит от времени года, реки и типа плавсредства. Например, для весеннего сплава на байдарке, посадка на которую происходит с воды, лучше всего подходят высокие сапоги, идеально не резиновые, а ЭВА. Такие сапоги не пропускает холод, также, на случай похолодания можно взять специальные вкладыши.

Для летнего сплава по теплой реке при любом типе плавсредства лучше всего подходят сандалии (не шлепки, а которые застегиваются), — нога останется в обуви при любом стечении обстоятельств, нога не находится постоянно в воде — как например, в коралловых/рифовых тапочках. Еще некоторые берут обуви типа «кроксов» .

Для сплава летом по холодной речке, в зависимости от глубины, подойдут высокие сапоги или неопреновые ботинки, например.

А вот если ваше плавсредство подразумевает посадку с берега, то можно надеть, что вам удобно: кроссовки, треккинговые ботинки и т. д.

По выбору одежды. Весной берем дождевик, лучше длинный, чтобы можно было закрыть ноги в дождь, если у байдарки нет юбок. Куртка с капюшоном достаточно легкая (под нее уже можно надеть для тепла — флис, шерсть и т. д., хлопок и тому подобное лучше не использовать — накапливают влагу), но способная не намокнуть в небольшой дождь. Лучше всего с манжетами или липучками на рукавах (чтобы вода не затекала в рукава. Желательно надеть штаны «шуршалки» — типа ветровок или дождевых, их еще любят горнолыжники. Они легкие, но не слишком промокаемые. На всякий случай нужно взять запасной комплект сухой одежды.

Верх — светлая легкая рубашка или кофта с длинным рукавом. Если будет солнце, лучше закрыть все тело, чтобы не получить ожоги.

Ну и тем, кто быстро стирает руки, не обойтись без перчаток.

В чем прелесть сплавов по рекам

Будьте осторожны! Водный туризм действительно затягивает. В отличие от катаний на моторной лодке вы идете по реке в полной тишине, сливаетесь с природной, наслаждаетесь пением птиц, видом диких животных, которые выходят к воде.

«Во время сплавов имеет значение и умеренная физическая нагрузка, — говорит Любовь Рулис. — Это такой своеобразный релакс, фитнес на природе, который дает вам благодаря монотонным движениям еще и эмоциональный отдых. Ни о чем можно не думать, только грести и наслаждаться свежим воздухом, красивыми пейзажами вдали от городского шума и суеты. И можешь выйти на берег в любом месте, которое тебе понравится. А вот во время прогулок на теплоходе люди нередко скучают от безделья.

Про безопасность

Про спасательные жилеты мы уже говорили. Они должны быть на вас, а не лежать в лодке на случай проверки. Из обязательного снаряжения в лодке должен быть спасательный линь или «Конец Александрова» для спасения утопающего. Не забудьте положить в лодку ремкомплект, он может пригодится на малых реках, где много коряг, о которые можно повредить борта или днище. А том, что в поход нужно идти на трезвую голову, говорить излишне. Не забывайте, что большинство рыбаков и туристов тонет после употребления спиртных напитков. Еще одна проблема, на которую обратила внимание Любовь Рулис, — вейдерсы или забродные штаны. Их часто покупают рыбаки. Да, они удобны, в них комфортно, можно по пояс заходить в воду, но в случае опрокидывания лодки резиновые штаны быстро заполняются водой и человек сразу идет ко дну. Так что будьте с вейдерсами предельно осторожны.

Фото из архива Любови Рулис

Еще по теме:

Поплыли! Черемуховый сплав по Иске: испытано на себе

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
На дороге Ильинка - Афонькино в Казанском районе мост не пострадал
На дороге Ильинка - Афонькино в Казанском районе мост не пострадал
Паводком повредило только дорожную насыпь.
#паводок
#Казанский район
#мост
#дороги
Трое тюменцев пытались перекинуть через забор колонии бутылки с алкоголем
Трое тюменцев пытались перекинуть через забор колонии бутылки с алкоголем
Молодых людей задержали.
#зона
#колония
#переброс
#запрещенные вещества
#штраф
Ученица тюменской физико-математической школы завоевала международную награду
Ученица тюменской физико-математической школы завоевала международную награду
Впереди у нее заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике.
#физико-математическая школа
#успех
#медаль
#победа
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости мира
Александр Бастрыкин заинтересовался падением ворот на ребенка в Тюмени
Александр Бастрыкин заинтересовался падением ворот на ребенка в Тюмени
Предположительно, металлическая конструкция не была закреплена.
#происшествия
#дети
#безопасность
#СК
#Александр Бастрыкин
За вылов рыбы сетями тобольский браконьер получил условный срок
За вылов рыбы сетями тобольский браконьер получил условный срок
Он причинил ущерб природе на 371 тысячу рублей.
#браконьер
#суд
#Тобольский район
#Иртыш
#ущерб
#приговор